ВОПРОС О ПРОТИВОПОКАЗАНИЯХ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ТС

Вопрос в общем-то общий, но в основном он адресован Кантуеву Олегу Ивановичу как эксперту по медицинскому законодательству. В общем, как видно из заголовка, вопрос касается противопоказаний для управления транспортными средствами. Суть его вот в чем: на вопросы о возможности получения любительских водительских прав людьми имеющими псих. диагнозы тут часто отвечают опираясь на Медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности. Вопрос в том: на сколько правомерен такой подход? Если речь идет о профессиональных водительских правах, то тут вопросов не возникает, а вот когда вопрос ставят о любительских водительских правах, то тут уже возникают большие сомнения в правомерности применения указанного нормативно-правового акта. Более того, уже есть как минимум одно решение суда о том, что данный документ не применим в отношении к автолюбителям. С этим решением можно ознакомиться здесь: http://www.npar.ru/forum/index.php?id=11559. То есть получается, что для получения любительских водительских прав вообще не существует психиатрических противопоказаний?
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте!Нет, такие ограничения существуют. Более того, в последнее время, они даже ужесточены. Судите сами, хоть и сухой юридический язык, но все же...ФЗ от 21.06.2012г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения» Статья 1. Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 487; 2002, № 2, ст. 167; № 18, ст. 1721; 2006, № 52, ст. 5498; 2007, № 46, ст. 5553; № 49, ст. 6070; 2009, № 1, ст. 21; № 48, ст. 5717) следующие изменения: 1) в статье 23: а) в пункте 1 слова «в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств» заменить словами «в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств не реже одного раза в пять лет, проведении обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности), предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами, а также обязательном медицинском наблюдении, включающем профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия водителей транспортных средств, признанных виновными в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения»; б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у кандидатов в водители и водителей транспортных средств медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, установленных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.
При проведении обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств, имеющих ограниченные физические возможности (инвалидов), определяются также конструктивные характеристики или назначение транспортных средств, необходимость использования специальных приспособлений для управления транспортным средством.
Проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности), предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами, направлено на установление у этих работников наличия (отсутствия) медицинских противопоказаний к выполнению работ по непосредственному управлению транспортными средствами.»;
в) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств, форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) противопоказаний к управлению транспортными средствами, порядок выдачи, приостановления действия, аннулирования указанного медицинского заключения, а также порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности), предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах по непосредственному управлению транспортными средствами, перечень медицинских противопоказаний к выполнению работ по непосредственному управлению транспортными средствами, форма медицинского заключения наличии (отсутствии) противопоказаний к выполнению работ по непосредственному управлению транспортными средствами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Обязательное медицинское освидетельствование включает в том числе обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом, осуществляемое в специализированных медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания кандидата в водители или водителя транспортных средств. Порядок проведения обязательного медицинского наблюдения, включающего профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия, водителей транспортных средств, признанных виновными в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения устанавливается Правительством Российской Федерации»; 2) дополнить статьей 23.1 следующего содержания:
«Статья 23.1. Медицинские противопоказания и медицинские ограничения к управлению транспортными средствами. 1. Медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются:
заболевания центральной нервной системы различной этиологии, сопровождающиеся тяжелыми когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
нарколепсия и катаплексия; заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; заболевания центральной нервной системы, периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания, сопровождающиеся стойкими двигательными и чувствительными нарушениями по типу верхнего парапареза; хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, подлежащие обязательному диспансерному наблюдению в медицинских организациях психоневрологического профиля; умственная отсталость тяжелая, глубокая; алкоголизм, токсикомания, наркомания. Допускаются к вождению лица, страдающие алкоголизмом через три года с даты начала динамического наблюдения в медицинской организации, страдающие токсикоманией, наркоманией – через пять лет, при условии отсутствия у них за период наблюдения рецидивов указанных заболеваний, подтвержденных лабораторными методами исследования, и признаков тяжелых когнитивных и мнестико-интеллектуальных нарушений;
заболевания сердца с выраженным нарушением проводимости (полная атрио-вентрикулярная блокада, синдром слабости синусового узла), пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики, в случае отсутствия эффекта от медикаментозного и (или) хирургического лечения;
аневризмы с расслоением отделов аорты и магистральных артерий;
рецидивирующая эмболия кровеносных сосудов (тромбоэмболическая болезнь);
хронические болезни глаза и его придаточного аппарата сопровождающиеся значительным снижением функции зрения (с коррекцией ниже 0,5 на одном глазу, ниже 0,2 на другом глазу), препятствующие зрению или ограничивающие движения глазного яблока; упорное, не поддающееся лечению слезотечение; ограничение поля зрения более чем на 20 градусов.
2. Медицинские ограничения к управлению транспортными средствами и определяемые в зависимости от них категории, конструктивные характеристики или назначение транспортных средств, необходимость использования специальных приспособлений для управления транспортным средством устанавливаются Правительством Российской Федерации.»; 3) абзац первый пункта 1 статьи 25 изложить в следующей редакции:
«1. Лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста и имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, после соответствующей подготовки допускаются к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.»; 4) пункт 1 статьи 28 изложить в следующей редакции:
«1. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:
истечение срока действия водительского удостоверения;
медицинское заключение о наличии противопоказаний к управлению транспортными средствами, выданное в установленном порядке;
лишение права на управление транспортными средствами.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами в случае наличия медицинского заключения о наличии противопоказаний к управлению транспортными средствами, устанавливается Правительством Российской Федерации.». Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 18, ст. 1721; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, ст. 2717; № 46, ст. 4434, № 50, ст. 4847, ст. 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3533; 2005, № 1, ст. 9, ст. 13, ст. 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1077; ст. 1079; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, ст. 2721; № 30, ст. 3104, ст. 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380, ст. 2385; № 31, ст. 3420, ст. 3438, ст. 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279, ст. 5281; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, ст. 29; № 15, ст. 1743; № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, ст. 4008; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745, ст. 5748; № 52, ст. 6235, ст. 6236, ст. 6248; 2009, № 7, ст. 777; № 19, ст. 2276; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120, ст. 3122, ст. 3132; № 29, ст. 3597, ст. 3642; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5711, ст. 5724; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 15, ст. 1743; № 23, ст. 2790) следующие изменения: 1) главу 12 дополнить статьей 12.38 следующего содержания:
«Статья 12.38. Нарушение законодательства о порядке проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
1. Нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 2. Внесение в медицинское заключение о наличии (отсутствии) противопоказаний к управлению транспортными средствами заведомо ложных сведений -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. »;
2) часть 1 статьи 23.1 после слов «статьей 12.35,» дополнить словами «статьей 12.38,»;
3) пункт 18 части 2 статьи 28.3 после слов «частью 1 статьи 19.4» дополнить словами «, статьей 12.38».
Статья 3 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент
Российской Федерации
Д. А. Медведев
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Я вот думаю, если Вас покалечит на дороге профессионал или авто любитель, в каком случае это для Вас будет легче? При этом, как психически не здоровый, он не понесет ответственности. А если в такой ситуации погибнет кто-то из Ваших родных?
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
выложите фото
заключения