О НЕВРОЗЕ

Добрый вечер. Скажите что вообще такое НЕВРОЗ? Это просто дезадаптация человека или что-то посерьезней? Он как-то затрагивает органику? Почему вследствие затяжного невроза формируется депрессия? Спасибо за ответ.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте Татьяна!Неврозы, это целая группа заболеваний, возникающих вследствие воздействия психической травмы и сопровождающихся нарушением общего самочувствия, неустойчивостью настроения и соматовегетативными проявлениями. Невротический срыв - возможен у любого человека. В развитии невроза, основную роль играют психогенные, а не органические расстройства. И к патологии органической природы - невроз никогда не приводит.К слову сказать, совсем необязательно, что результатом невроза - станет развившаяся депрессия. Депрессивный невроз, или, как чаще говорят - невротическая депрессия, это так же, психогенно возникающее депрессивное состояние, при котором сниженное настроение сочетается с функциональными соматическими нарушениями (вегетативная дисфункция).
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Если говорить упрощенно, то невроз - это реакция нервной системы, психики человека на стрессовые ситуации в его жизни. Органики при неврозах нет. Депрессия наступает при неврозах, как компенсаторная реакция психики из-за длительно существующего или достаточно выраженного невроза.
Смирнов Сергей Николаевич. врач психотерапевт-психиатр, Москва.
В природе неврозов не существует. Невроз - это социальный конструкт. Как Деньги, Право, Гламур и прочее. Психиатры, а затем и общество, решили, что есть такая штука как "невроз". И он тут же появился в социальной среде. Может быть и несколько другой взгляд. Невроз - это особая разновидность естественного транса. К естественным трансам относятся ностальгия, оргазм, катарсис, благодать Божья (возникает у людей с мистическим складом ума). Есть еще и коллективные разновидности трансов, связанные с пиковыми переживаниями (спортивные фанаты, фанатичные поклонники артистов и т.д.). Только невроз это длительный мучительный транс, самогипноз, значительно ухудшающий качество жизни человека.
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
Здравствуйте, Татьяна. С праздником! В развитии психогенных расстройств особое место занимает психологический конфликт (внешний или внутренний). Внешний конфликт определяется столкновением нарушенных отношений личности с требованиями окружающей среды. Внутренний (внутриличностный) конфликт берёт начало в детстве и превращается в «невротические наслоения», которые затрудняют жизнь.
В условиях длительного неосознаваемого конфликта - человек не в состоянии разрешить возникшую ситуацию: удовлетворить личностно необходимую потребность, изменить отношение к ней, осуществить выбор, принять адекватное решение. Основу патологических страхов (фобий) составляет глубоко скрытая тревожность (сигнал о внутреннем конфликте ). Это защитный механизм при конфликте между неприемлемыми импульсами бессознательного и подавлением этих импульсов. Тревожность обусловлена внутренне и связывается с внешними объектами лишь в той мере, чтобы произошла стимуляция внутреннего конфликта. С помощью психотерапевта или психолога можно осознать психологическую проблему, увидеть способы ее решения, проработать психологический конфликт. Целью психотерапевтического воздействия является разрешение конфликта или изменение отношения к конфликтной ситуации. Важную роль в психотерапии занимает обучение релаксации и эмоциональной саморегуляции.
Ответы :Это дезадаптация (конфликт) человека Не должен затрагивать "органику"Не всегда формируется "депрессия"
Прищепа Сергей Иванович. врач-психотерапевт
Невроз - болезнь личности. Механизм невроза: формирование первичного конфликта в ходе воспитания...
Выделяю 3 первичных конфликта:
1. Истерический (конфликт по причине социальной слепоты, человек знает о своих желаниях но не располагает достаточным социальным опытом для из реализации)
2. Неврастенический (конфликт по причине человек хорошо знает о том, что он должен, но мало знает о своих собственных желаниях)
3. Психастенический (конфликт между внутренними противоречивыми тенденциями) - это по настоящем внутренний конфликт, первые два так или иначе конфликт личности и социума.
... оказавшись в субъективно безвыходной жизненной ситуации появляется эмоциональное напряжение и включаются психологические защиты...
Для каждого типа конфликта безвыходной будет свой ситуация, для истерического отказ социума от выполнения желания, для неврастенического - "высаженная батарейка", так как он должен был взять на себя слишком много и как всегда - ВЗЯЛ, для психастенического - жесткая необходимость выбора между двумя взаимоисключающими, но "одинаково" необходимыми отношениями.
Пока психологические защиты справляются с напряжением - симптомы невроза отсутствуют
... срыв психологических защит происходит по причине усиления конфликта, а иногда просто на фоне температуры, интоксикации или при гормональной перестройке (например, при беременности), т.к. повышается эмоциональная восприимчивость.
Могут появляться разные симптомы (тревога, сниженное настроение, нарушения сна, головные боли, комок в шее, панические атаки, нарушения дыхания, тахикардия, кишечные симптомы, страхи, снижение сексуального влечения, навязчивые мысли и чувства). Симптомы тоже как и психологические защиты являются адаптивным механизмом, но уже сопровождаются страданием!
Если симптомы длятся непродолжительное время (до 2-4 недель) и бесследно проходят - речь идет о невротической реакции. Само собой для того, что бы симптомы прошли необходимо, что бы человек сам или с помощью врача-психотерапевта перестроил систему отношений.
Если симптомы продолжаются дольше, они так или иначе обрастают вторичной выгодой - это острый невроз.
Например, первичны конфликт истерический (её воспитали в атмосфере безграничного потакания), безвыходная ситуация - она в браке с двумя детьми, которую на протяжении нескольких лет содержит муж. В какой-то момент осознаёт, что утратила к нему сексуальное влечение. Отказывается от секса, но желает сохранить семью и материальную поддержку. Муж замечает, что она грустит, спрашивает, а она ему мол "Мы мало времени проводим вместе", он пристраивает детей и увозит её за границу на отдых... Днём всё замечательно, но вечером у неё болит голова... голова болит уже 2-3 день... муж при этом намекает, что ему было бы веселее в баре а не в номере... напряжение растёт так как появляется реальная угроза, что муж с кем-то познакомится в баре - у неё появляется паническая атака... доктор разбирается, что за приступ... муж при этом рядом.
Вторичная выгода симптома - и муж рядом и сексом заниматься не надо, она получила то, что в реальности бы ей не получить.
Если симптомы сохраняются более 3-5 лет - грубо изменяется качество жизни, а нередко и социальный статус, речь идёт о невротическом развитии личности. На этом этапе одним из симптомов может быть и депрессия. Не органическая, но требующая особых методов лечения (например, психотерапии средой - 2-3 месячное погружение в психологическую программу с тренингами, групповой психотерапией, большой группой в условиях круглосуточного стационара), так как нужно в любом случае заниматься изменением системы отношений.