НАВЯЗЧИВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЫХАНИЯ

Добрый день. Уже 14 лет страдаю навязчивым контролем своего дыхания. Когда-то давно, еще в студенческие годы, после стрессовой ситуации в связи с экзаменом в институте, я, сделав осознанный глубокий вдох, вдруг почувствовал необходимость сделать его еще раз. Сделав еще раз, у меня появилось ощущение, что этого недостаточно, и нужно делать глубокие вдохи еще и еще. Появилось ощущение потери автономности дыхательного центра, стало казаться, что если я не буду заставлять себя производить дыхательные движения, то организм не будет дышать сам по себе. С этого момента я стал просто истязать себя навязчивыми дыхательными движениями, вызывая себе гипервентиляцию и иногда головокружение. Когда я мысленно отвлекался от своего дыхания, то дыхание приходило в норму, но внезапно вспоминая о нем, я мгновенно провоцировал приступ навязчивого контроля. Постепенно с годами эта проблема стала отходить на второй план. Я убеждал себя в том, что дыхание это рефлекторный процесс, несмотря на то, что оно поддается контролю и регуляции, и организм никогда не даст мне задохнуться, и своими навязчивыми сознательными вдохами и выдохами я лишь мучаю и истязаю себя, но по сути от этого ничего не меняется. Однако, приступы навязчивого контроля дыхания всё равно периодически случались. Я очень боялся, чтобы это не заметили окружающие. Поэтому всегда, и на работе и дома, когда находился не один, то старался прилагать все усилия, чтобы дыхание было максимально бесшумным и незаметным. Однако,и к этому я привык. Но совсем недавно я случайно наткнулся на одну статью - о дыхательных практиках. В ней я прочел фразу, которая спровоцировала во мне сильнейший новый страх.В ней говорилось о том, что неправильное или слишком долгое использование дыхательных упражнений ( в частности, упоминалась широко применяемая в йоге - Пранайяма, а так же метод Фролова и другие дыхательные техники), может привести к деавтоматизации дыхания. Иными слова, такой чрезмерный контроль дыхания, которому способствуют эти практики, может создать ситуацию, когда организм перестает дышать сам по себе, и дыхательный процесс начинает требовать постоянного сознательного вмешательства. И тут у меня появилась мысль: ведь я тоже в течение многих лет контролирую свое дыхание, делая усиленные навязчивые дыхательные движения, а так же иногда задерживая и замедляя его, когда общаюсь с людьми, обеспечивая его бесшумность. Выходит, что я своим навязчивым контролем тоже могу себя довести до потери автономности дыхательного центра. Таким образом, у меня появился новый страх и в связи с этим мой навязчивый контроль дыхания возобновился и усилился. Сознательно стараясь отвлечься от мыслей о дыхании, я, наоборот, провоцирую, усиленный контроль за ним. Получается обратная реакция. Успокаиваю себя только тем, что во сне, когда мое сознание отключается, то я продолжаю дышать. Значит, дыхательный центр не утратил своей автономности. Но при этом всё равно беспокоит вопрос: а вдруг он утратил свой автоматизм частично....Хотел бы спросить: не может ли мой навязчивый контроль дыхания спровоцировать полную или частичную потерю автономности дыхательного центра, как это происходит у некоторых людей, практикующих контроль дыхания при выполнении дыхательных практик? И вообще, не может ли мой контроль дыхания спровоцировать неспособность организма дышать самостоятельно. Этот вопрос ужасно меня тревожит
Потехина Вероника Юрьевна. врач-психиатр
Здравствуйте, Андрей! А Вы не задумывались над тем, чтобы обратиться за помощью к специалисту? Навязчивые мысли спровоцировали страх и, чтобы его снять, Вы стали выполнять ритуалы. Поскольку это состояние длится 14 лет, самостоятельно оно не пройдет. Вам нужна медикаментозная помощь и психотерапия - это невроз. Вопрос :"...не может ли мой контроль дыхания спровоцировать неспособность организма дышать самостоятельно..." не получит ответа пока Вы не начнете лечить свой невроз.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте, Андрей.
Симптомы, которые вы описываете, входят в состав ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства или синдрома).
ОКР может наблюдаться как самостоятельное заболевание, так и входить в состав других психических заболеваний, например, шизофрении. (Последнее вовсе не означает, что там, где есть ОКР, есть или в скором времени будет шизофрения. Подобные мысли обычно связаны с ведущим симптомом ОКР - тревожностью и сами по себе являются симптомом ОКР).
На сегодняшний день, существуют два основных способа лечения обсессивно-компульсивного расстройства (синдрома навязчивых мыслей и действий или ОКР): лекарственное и психотерапевтическое.
Лекарственная терапия - проводится различными медицинскими препаратами. Основными препаратами, применяемыми при лечении обсессивно-компульсивного расстройства, являются антидепрессанты, которые обладают так называемым антиобсессивным эффектом (способностью уменьшать навязчивые мысли) и анксиолитики (противотревожные препараты).
Психотерапия - это способ лечения, осуществляемый посредством психологического консультирования пациента. Психотерапия направлена на разрешение различных психологических проблем человека (эмоциональных, личностных и т.д.), которые являются одними из основных причин, лежащих в основе этого заболевания.
Этот метод лечения ОКР, требует от пациента регулярного, как правило, еженедельного посещения своего лечащего врача - психотерапевта.
Рекомендованным видом психотерапии, применяемым при лечении обсессивно-компульсивного расстройства, является - когнитивно-поведенческая психотерапия. Это такой метод психотерапии, который помогает пациенту обнаружить и изменить мысленные и поведенческие установки, лежащие в основе психических проблем.
Когнитивно-поведенческая психотерапия обычно бывает краткосрочной, ее продолжительность составляет от 5-7 до 10-12 психотерапевтических сессий, проводимых 1 или (что предпочтительнее) - 2 раза в неделю.
Наиболее эффективным методом лечения обсессивно-компульсивного расстройства по определению, считается комплексная терапия, при которой применяется совместное использование как лекарственного, так и психотерапевтического подходов.
Ищите грамотного и компетентного врача-психотерапевта, и начинайте работать над проблемой, в рамках индивидуальной и комплексной психотерапевтической программы!
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте!
Ничего ваш контроль не спровоцирует, кроме тревожного расстройства-невроза! Найдите возможность поработать со специалистом-психотерапевтом, в этой работе решение Ваших проблем!
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Андрей.
Речь может идти о неврозе навязчивых состояний или, как сейчас его правильно называют, обсессивно-компульсивном синдроме. Но точный диагноз может поставить только врач психиатр-психотерапевт на очном приеме.
Он относится к невротическим расстройствам. Угрозу жизни не несет, но вызывает сильный дискомфорт. Лечение этого заболевания комплексное. Кроме основных психотропных препаратов, проводят нейрометаболическую терапию, общеукрепляющее лечение. Но самое важное значение тут играет психотерапия, кт позволяет понять суть навязчивого поведения и страхов и преодолеть его.
Это снижает проявления навязчивостей, уменьшает тревожность и меняет отношение к своему состоянию.
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
Здравствуйте, Андрей. Навязчивый контроль — это симптом. Бывает при различных заболеваниях. Например при ОКР, Неврозе и пр. Наиболее эффективным методом лечения обсессивно-компульсивного расстройства по определению, считается комплексная терапия, при которой применяется совместное использование как лекарственного, так и психотерапевтического подходов.Ваше состояние – похоже на Невроз (психогенное расстройство).
В развитии психогенных расстройств особое место занимает психологический конфликт (внешний или внутренний) и дисфункциональное мышление.
Внешний конфликт определяется столкновением нарушенных отношений личности с требованиями окружающей среды.
Внутренний (внутриличностный) конфликт берёт начало в детстве и превращается в «невротические наслоения», которые затрудняют жизнь.
В условиях длительного неосознаваемого конфликта - человек не в состоянии разрешить возникшую ситуацию: удовлетворить личностно необходимую потребность, изменить отношение к ней, осуществить выбор, принять адекватное решение.
Основу патологических страхов (фобий) , навязчивых и ипохондрических мыслей , панических атак , душевной боли - составляет глубоко скрытая тревожность (сигнал о внутреннем конфликте ).
Это защитный механизм (ЗМ) при конфликте между неприемлемыми импульсами бессознательного и подавлением этих импульсов.
Тревожность обусловлена внутренне и связывается с внешними объектами лишь в той мере, чтобы произошла стимуляция внутреннего конфликта. ЗМ - это неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний.
С помощью психотерапевта или психолога можно осознать психологическую проблему, увидеть способы ее решения, проработать психологический конфликт.
Целью психотерапевтического воздействия является разрешение конфликта или изменение отношения к конфликтной ситуации.
Важную роль в психотерапии занимает обучение релаксации и эмоциональной саморегуляции.
Лекарства при Невротических расстройствах применяются в особых случаях. Они как правило дают кратковременный эффект (то есть жалобы и симптомы могут возвращаться после окончания приёма антидепрессанта, транквилизатора или нейролептика).
Психотерапевт должен быть в штате территориального ПНД. Рассмотрите вариант работы со специалистом по интернету (в видеочате, по переписке). В Москве можно найти психологическую помощь бесплатно:
https://vk.com/id173286288?w=wall173286288_397%2Fall
Попробуйте обучится Эмоциональной релаксации и саморегуляции самостоятельно.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Релаксация
Литература :
Левченко Юрий Николаевич:
«Избавление от фобий, депрессии и панических атаках»
Андрей Владимирович Курпатов:
5 спасительных шагов ОТ ДЕПРЕССИИ К РАДОСТИ
21 правдивый ответ. КАК ИЗМЕНИТЬ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ
Как избавиться от тревоги, депрессии и раздражительности
С неврозом по жизни
Счастлив по собственному желанию. 12 шагов к душевному здоровью
Средство от депрессии
Средство от страха
Средство от вегетососудистой дистонии
"Приручение страха" Владимир Леви;
"Страхи, тревоги, фобии… Как от них избавиться? " Дмитрий Ковпак;
А.В.Попов "СТРАХ (ФОБИЯ) И ТРЕВОГА: КАК ЖИТЬ БЕЗ НИХ?"
"Избавься от страха" Юрия Щербатых;
https://www.youtube.com/watch?v=uEptCkqbmkY