В КАКОМ ИЗ ДВУХ СЛУЧАЕВ ЧЕЛОВЕК ПРИЗНАЕТСЯ НЕДЕЕСПОСОБНЫМ?

Доктор, подскажите, пожалуйста, возможно вопрос покажется странным, но он очень важен. В каком случае из двух человек признается психически недееспособным?
Человек прыгает с 6 этажа, но остается живым, попадает в больницу со множеством переломов:
1) он не помнит как все произошло, зачем он это сделал, говорит, что было какое то помутнение рассудка, на фоне стресса
2) он говорит, что сделал это сознательно, тк у него проблемы во всем, в личной жизни, в работе, смерть близкого человека, и он на фоне всего нашел для себя это единственное решение.
в каком случае он будет признан более психиатрически адекватным, а в каком недееспособным (например, при судебно-психиатрической экспертизе)
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Процедура и основания для признания гражданина недееспособным закреплены в гражданском процессуальном законодательстве. В ст. 29 ГК РФ, сказано, что признать гражданина недееспособным может только суд. То есть, для признания гражданина недееспособным, суд должен установить наличие юридического и медицинского критериев в совокупности.
Медицинский критерий - наличие у гражданина психического расстройства или заболевания.
Юридический критерий - неспособность руководить своими действиями (волевой момент) или неспособность понимать значение своих действий (интеллектуальный аспект).
Согласно ст. 29 ГК РФ не каждое психическое расстройство может быть основанием для потери гражданином дееспособности, а только то, которое не позволяет ему руководить своими действиями и осознавать их значение и последствия. В Законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» сказано, что только лишь нахождение гражданина в психоневрологическом учреждении на стационаре или диспансерном наблюдении не может привести к потере им дееспособности. А именно, на основании одного лишь диагноза нельзя сказать, что гражданин недееспособен.
Гражданско-процессуальный Кодекс РФ содержит в себе статьи, посвященные процедуре признания гражданина недееспособным (281-286).
Ст. 281 ГПК РФ гласит, что подавать заявление в суд, для признания гражданина ограниченно дееспособным или полностью недееспособным, имеют право:
члены семьи, психоневрологические или психиатрические учреждения, орган опеки и попечительства (в случаях злоупотребления гражданином наркотическими средствами или спиртными напитками - ограничение дееспособности);
близкие родственники, члены семьи, орган опеки и попечительства, психоневрологическое или психиатрическое учреждение (психическое расстройство гражданина - признание недееспособным).
Заявление подается в суд, либо по месту жительства гражданина, либо по месту психиатрического или психоневрологического учреждения, в котором он находится на лечении. В порядке подготовки к делу, судья, имея веские доказательства о психическом расстройстве гражданина, обязан назначить судебно-психиатрическую экспертизу, для определения психического состояния последнего (ст. 283 ГПК РФ). Уклонение гражданина от прохождения данной экспертизы влечет за собой вынесение судом решения о направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу в принудительном порядке.
При рассмотрении дела о признании гражданина недееспособным и вынесении решения, суд должен исходить из следующих фактов:
наличия психического расстройства;
причинной связи между непониманием гражданином значения своих действий, невозможностью руководить ими и психическим расстройством;
фактов, подтверждающих , что гражданин не в состоянии руководить своим действиями и не может понимать их значение;
достижение гражданином установленного законом возраста, когда становится вопрос о признании его недееспособным;
другие обстоятельства.
Доказательства необходимые для признания гражданина недееспособным:
заключение судебно-психиатрической экспертизы;
справки о нахождении гражданина на учете в психиатрическом диспансере;
справки из медицинского учреждения;
справки МСЭК;
доказательства отсутствия у гражданина возможности руководить своими действиями и осознавать их значение (материалы следственных органов, свидетельские показания, заключения, ранее проводившихся, судебно-психиатрических экспертиз и т.д.);
другие доказательства.
Гражданский процессуальный кодекс подразумевает презумпцию дееспособности лица, это значит что, пока не вынесено соответствующее решение суда и пока оно не вступило в силу, любое лицо признается дееспособным. Поэтому на заявителе лежит обязанность доказать наличие обстоятельств, которые свидетельствуют о недееспособности соответствующего гражданина. Лица, заинтересованные в доказательстве дееспособности гражданина и возражающие против заявленного требования, могут приводить в суде доказательства отсутствия оснований для признания лица недееспособным.
Признание гражданина недееспособным в судебном порядке, требует присутствия на судебном заседании органов опеки и попечительства, а также прокурора. Участие органов опеки и попечительства обусловлено необходимостью назначения недееспособному лицу опекуна или попечителя. Каждый из этих участников при рассмотрении дел данной категории дает свое заключение.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Вера.
Если человек неадекватно оценивает свое психическое и физическое состояние, то это должно быть подтверждено психиатром и должно быть оформлена недобровольная госпитализация в стационар.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Если речь идёт об ампутации, то решение о проведении операции примет консилиум врачей.
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
признать гражданина недееспособным может только суд.