РЕЗИСТЕНТНОСТЬ

Здравствуйте ув. доктора! Меня уже более 3-х лет беспокоит социофобия и депрессия, апато-адинамическая форма. Принимал разные препараты, АД и нейролептики (сертралин, эсциталопрам, рисперидон и др.).
Сейчас уже 3 месяца почти принимаю венлафаксин (Венлаксор), около 3 недель пью уже по 330 мг, вместе с оланзапином 10 мг на ночь и ламиктал 50 мг в сут. Чувствую себя не очень, депрессия все равно одолевает, но небольшое улучшение есть, уходит тревога. Когда пил Велаксин в первый раз, помню ощущал эффект бодрости, легкой эйфории, жизни уже на 4-5 сутки после приема 75 мг в день (тогда пил вместе с 1мг риспиридона на ночь, и карбамазепин 200 мг/сут., пил весной).
Вопрос мой, в чем может быть причина неэффективности антидепрессантов? может это связанно как-то с физическим состоянием? какие анализы следует провести? чем можно заменить или усилить действие препаратов? и почему в первый раз венлафаксин мог подействовать так быстро? не был ли это стертый приступ мании? помню по ощущениям чувствовал, что все могу, все хочу, все интересно, много мыслей в голове, появились планы, тогда решил что полностью вышел из депрессии.
Мария Шабалкина. врач-психиатр, психотерапевт
Здравствуйте, Максим. В начале приема венлафаксина Вы испытали так называемый эффект первой дозы. Затем он прошел. Естественно, с социофобией и депрессией, если она психогенная, никакие антидепрессанты сами по себе не справятся, для понимания этого никакие анализы не нужны. Заменить или усилить действие антидепрессантов можно и нужно индивидуальной психотерапией.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Вы работаете все это время с одним специалистом?
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте, Максим.
Под социофобией - понимают упорную иррациональную боязнь исполнения каких-либо общественных действий (например - публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь пользоваться местами общепита, общественным туалетом, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны и т.п., либо даже просто встреч с незнакомыми людьми и лицами противоположного пола).
При социальной фобии, в отличие от панического расстройства, всегда существует четкая, как правило, единственная, ситуационная причина, запускающая каскад психовегетативных проявлений, которые на высоте могут быть неотличимы от панических атак (покраснение лица, тахикардия, сердцебиение, потливость, тремор, диспноэ и др.).
Тревога ожидания и поведение избегания также являются непременными атрибутами социальной фобии и чаще всего возникают в связи с возможностью попасть в ситуацию наблюдения со стороны посторонних лиц.
Многие признаки социальной фобии, такие как страх перед публичными выступлениями, присутствуют у здоровых лиц, поэтому диагноз выставляется лишь в том случае, если тревога вызывает значительный дискомфорт, а фобические переживания оцениваются как чрезмерные и необоснованные.
По своим проявлениям и симптомам, социальная фобия напоминает паническое расстройство; отличие заключается в основном в наличии устойчивой социальной ситуации, вызывающей это состояние. В качестве самостоятельной диагностической категории, социальная фобия редко распознается. Обычно, ее проявления рассматриваются в рамках простых фобий, личностной патологии (генерализованная форма) или как крайний вариант культуральной стыдливости.
Она часто сочетается с депрессиями, а также с другими расстройствами тревожного спектра. Генерализованная форма социальной фобии (при распространении страхов на многие публичные ситуации) очень часто сочетается с тревожным (уклоняющимся) типом личности.
Из фармакологических препаратов чаще всего используются серотонинергические антидепрессанты, анксиолитики, бета-блокаторы (для купирования вегетативных проявлений), ингибиторы МАО (обратимые) и триазоловые бензодиазепины (алпразолам).
Из психотерапевтических методик, в основном применяются когнитивно-поведенческая и рациональная психотерапия, а также нейролингвистическое программирование.
Ищите толкового врача-психотерапевта (хоть очного, хоть дистанционного, в рамках теле-консультаций), поскольку одними препаратами Вы эту проблему не решите, необходима грамотная психотерапевтическая программа.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Максим.
При экзогенной (пограничной, невротической) депрессии, то вполне можете ограничиться психотерапией. Можно будет добавить физио- и ароматерапию. А если не будете справляться со своим состоянием, то всегда можно будет подключить психофармакотерапию. Лечением таких состояний занимается врач-психотерапевт. Самое важное значение в лечении депрессии играет психотерапия, где человек узнает о своих причинах болезни, учится разделять ответственность, расслабляться и формирует новое отношение к значимым жизненным ситуациям. При необходимости добавляется медикаментозная терапия: антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Немаловажную роль играет налаживание режима труда и отдыха, занятия легким спортом, общеукрепляющая терапия, закаливание, плавание, массаж.
Более подробно о лечении депрессии можно почитать тут: http://preobrazhenie.ru/psychiatry/lechenie-depressii