ЭКСКОРИИРОВАННЫЕ АКНЕ НА ФОНЕ НЕВРОЗА: ПОСТОЯННО РАСКОВЫРИВАЮ ЛИЦО

Здравствуйте, уважаемые врачи!
Я девушка, мне 20 лет. Уже три года я страдаю следующей проблемой. Дело в том, что у меня на фоне нарушений гормонального фона довольно проблемная кожа: на ней то и дело появляются прыщи и чёрные точки. С этой проблемой я пытаюсь бороться, принимая гормональные препараты, назначенные гинекологом-эндокринологом и используя наружно лекарства и средства по уходу за проблемной кожей. Ситуация на лице в целом не была бы столь критичной, если бы я постоянно не пыталась выдавить или расковырять что-то на своём лице. Как-только я вижу на лице новый прыщик, я тут же спешу его выдавить. Пока не сделаю этого, не могу успокоиться, зная, что у меня под кожей что-то есть. Зачастую доходит до того, что я расковыриваю кожу фактически на пустом месте, если мне вдруг покажется, что там что-то появилось. Дело порой доходит до ужасных кровоточащих ран. Бывает и такое, что взяв в руки зеркало, я, теряя над собой контроль, расковыриваю все лицо, стремясь очистить кожу от абсолютно всех загрязнений. Разумеется, наутро я жалею о содеянном, видя на лице кучу покраснений, ранок и корост, и стремлюсь замазать это всё толстым слоем тонального крема и припудрить. Выглядит это некрасиво и жалко. Я потом стесняюсь своего лица, стесняюсь говорить с людьми, глядя им в глаза. Я пробовала разные способы борьбы с этой проблемой: убирать подальше все зеркала, обстригать ногти под корень, приглушать освещение в комнате, чтобы недостатки кожи были не так видны в зеркале. Но потом снова срываюсь и теряю контроль над собой. Я, как взрослый человек, понимаю, что давить прыщи нельзя, что это только усугубляет ситуацию, что бактерии только распространяются по лицу от выдавливания прыщей, что подобные манипуляции вызывают микротравмы кожи в виде подкожных кровоизлияний, что от этого остаются неизгладимые дефекты кожи: рубцы и т.д. Но ничего не могу с собой поделать. Мне очень обидно, что я из-за дефектов юношеской проблемной кожи, которые просто можно подсушивать разными препаратами вместо ежедневного ковыряния, вот так уродую себя и ещё больше вгоняю себя в комплексы. Особенно яростно я расковыриваю лицо, когда понервничаю. Малейший стресс - и вот я уже у зеркала пытаюсь что-то выдавить на своём лице. Чувствую, что я уже не в силах справиться сама с этой проблемой. Возможно, причинами такого поведения является закомплексованность и низкая самооценка. Я как будто на подсознательном уровне стремлюсь себя изуродовать. Очень на вашу помощь и профессиональные советы. Является ли все вышеперечисленное симптомами какого-либо психического расстройства?Необходимы ли мне психотерапия или медикаментозное лечение? Как можно бороться с желанием ковырять своё лицо? Заранее большое спасибо всем специалистам.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте, Валерия.
Симптомы, которые вы описываете, скорее всего, входят в состав т.н. ОКР (обессивно-компульсивного расстройства, или синдрома навязчивых мыслей и действий).
Этот синдром может наблюдаться как самостоятельное заболевание, так и входить в состав других заболеваний. Лечение этого расстройства, всегда исключительно комплексное, психотерапия + медикаменты. Основными препаратами, применяемыми при лечении ОКР, являются антидепрессанты, которые обладают так называемым антиобсессивным эффектом (способностью уменьшать навязчивые мысли), и анксиолитики (противотревожные препараты). Но имейте в виду, одними препаратами - Вы не решите эту проблему никогда!
Основным инструментом терапии этого заболевания, должна быть психотерапия. Это особый способ лечения, осуществляемый посредством психологического консультирования пациента. Психотерапия направлена на разрешение различных психологических проблем человека (эмоциональных, личностных и т.д.), которые являются одними из основных причин, лежащих в основе этого заболевания. Этот метод лечения ОКР, требует от пациента регулярного (еженедельного) посещения своего лечащего врача-психотерапевта, на протяжении 2-3 месяцев (иногда и более).
Рекомендованным видом психотерапии, применяемым при лечении обессивно-компульсивного расстройства, является - когнитивно-поведенческая терапия. Это такой метод психотерапии, который помогает пациенту обнаружить и изменить мысленные и поведенческие установки, лежащие в основе психических проблем.
Когнитивно-поведенческая психотерапия обычно бывает краткосрочной, ее продолжительность составляет от 3-5 до 10-12 психотерапевтических сессий (занятий с врачом-психотерапевтом), проводимых 2 раза в неделю, хоть в рамках очной работы, хоть в режиме видеоконференции посредством того же "Skype".
Наиболее эффективным методом лечения обессивно-компульсивного расстройства по определению, считается как раз комплексная терапия, при которой применяется совместное использование как лекарственного, так и психотерапевтического подходов.
Ищите грамотного и компетентного врача-психотерапевта, и начинайте работать над проблемой, в рамках индивидуальной и комплексной психотерапевтической программы!
Потехина Вероника Юрьевна. врач-психиатр
Здравствуйте, Валерия. Вы в своем письме прекрасно описали причину своего дезадаптивного поведения. Осталось лишь обратиться за помощью к хорошему специалисту: психологу или психотерапевту.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте! Да, среди причин такого рода вполне могут быть и психологические. Найдите возможность пообщаться со специалистом-психотерапевтом.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Валерия.
Частыми причинами подобно самоповреждения кожи могут быть тревожные и депрессивные расстройства как в рамках невроза, так и психотических расстройств. К данным расстройствам так же относят выдавливание угрей на коже, выдергивание волос, скорябывание подживших корочек на ранках.
Как правило, самоповреждения дают облегчение на какое-то время: человеку кажется, что ушла тревога, агрессия, сгладилось чувство вины и т.д. Но при новом, даже небольшом стрессе, повреждения кожи повторяются вновь. Со временем это навязчивое действие входит в привычку.
У женского пола данное явление встречается чаще, чем у мужчин.
Для начала, важно найти причину данного поведения у врача психиатра-психотерапевта. Если изменения психики обнаружено - показано комплексное лечение в амбулаторных условиях. Если такого расстройства нет, то нужно поработать над закрепившейся привычкой у психолога или психотерапевта в рамках психотерапии.
Вторым этапом будет восстановление правильного режима дня, сна и бодрствования, занятия физкультурой, диета с повышенным содержанием в пище белков и витаминов, укрепляющие здоровье и психику физиопроцедуры, включая баню и плавание. Нужно так организовать свой день, чтобы он был полностью занят.
Обратитесь к специалисту очно и следуйте его рекомендациям. А вот саму психотерапию можно проходить и онлайн по скайпу.