РЕБЕНОК БОИТСЯ СТРИЧЬСЯ

Здравствуйте! Моему сыну 3 г. 8 мес. Он боится стричься! Больше года назад получилось его добровольно постричь в парикмахерской за новый большой трактор. После этого кое-как стригла челку дома в ванной, тоже за что-то. Сейчас волосы уже доросли до глаз, сзади уже можно хвостик завязывать, но никак не получается его уговорить на парикмахерскую. Три раза безуспешно приезжали в детскую парикмахерскую, но уезжали нестриженные. Ни за новые игрушки, ни за походы в театр, на атракционы не соглашается. Говорили, что его прическа похожа на девочку, предлагали заколоть волосы заколками, как у девочек. Тоже не помогает, говорит: "Я же мальчик!" Спрашиваем, почему боится, ничего не отвечает. Как избавить его от этого страха?
Александр Юрьевич Панасюк. профессор кафедры, доктор психологических наук

Уважаемая Анна!
Прежде - о возможной причине. Определенно был эпизод, когда либо процесс стрижки, либо само помещение парикмахерской, либо люди в парикмахерской вызвали у него негативную ассоциацию, реакцию, о которой он, естественно, давно забыл; но случай был; и выработал отрицательный условный рефлекс. Посему - не спрашивйте у него, чего он боится - он не знает (как, скорее всего, не знаете и Вы).
Что делать, Анна?
Постепенно адаптировать его к парикмахерской и к процессу стрижки. Как?
Водите его в парикмахерскую, но не фиксируйте его внимание на безопасности (не говорите: "Вот видишь, тут не страшно"). Пусть сидит там и играет, пусть сам приходит к выводу, что там - не страшно (понимаю, это потребует у Вас временных затрат; но поскольку Вы сами не знаете этого эпизода - придется жертвовать временем и адаптировать его к ситуации парикмахерской; а сами при этом сидите и читайте журнальчик и не поддавайтесь на уговоры пойти на улицу - "извини, мне нужно здесь подождать одного человека, поэтому поиграй пока").
О процедуре стрижки: стригите сами (Боже упаси совершать при этом насилие над ним !), затем приглашайте домой мастера (сын не должен пока знать, что этот человек - из парикмахерской); понимаю - дополнительные затраты; а что делать, другого способа адаптировать его к такой ситуации нет. И еще раз - никакого насилия, связанного или с походом в парикмахерскую или со стрижкой - сделаете невротика; потом сами будете жалеть...
И не расчитывайте, что это быстро пройдет; детские страхи очень цепкие, нужно огромное терпение, терпение и ещё раз терпение.
Понятно ли, Анна? Если есть вопросы - пишите на 08-11-40@mail.ru, меня зовут Александр Юрьевич.
С уважением, проф. А. Панасюк
www.pan-alex-u.ru
8-916-684-09-20