ВОЗМОЖНО ЛИ ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ В ВОСПИТАНИИ?

Здравствуйте! Очень много вопросов накопилось...
1) сыну 5лет. Ребенок первый и желанный. В целом мальчик спокойный. До 2эта примерно рос беспроблемной ребенком, потом резко стал «показывать характер». Стал упрямым,причем переубедить его очень сложно. Что то не получается, сразу психи, и бросает,так и не закончив. И так до сих пор... мы с мужем были убеждены,что ребенок во всем должен слушаться старших, уважать их и т.д. и такие изменения воспринимали в штыки. Ребенок часто стоял в углу, получал по попе. Где то через 1,5-2года до меня начало доходить,что мы в принципе неправильно воспитывает его, поздравляем как личность. Перестала бить, Дотаскалась до мужа. Сейчас вроде все хорошо, только такое чувство,что таким воспитанием мы в нем что то поломали. Он не уверен в своих силах., в играх со сверстниками никогда не бывает «ведущим»,хотя довольно общительный. В группе 3лучших друга. Отсутствуют лидерские качества. Хотя вниманием не обделен, несмотря на то,что родилась сестренка. За малейшие успех хвалим. Как развить в нем лидерские качества и укрепить уверенность в себе?
2) год назад родилась дочка, и примерно с того времени протест в еде начался. Перестал кушать мясо. В виде фарша есть, а непрокрученное,не может. Сначала заставляли, потому что гемоглобин снизился, его начинало рвать. В итоге перестали заставлять его есть такое мясо и просто перевели всю семью на фарш. Вроде все довольны,только теперь младшая,смотря на него стала выплачивать мясо. Что с этим делать,ума не приложу. Особо выраженной ревности не замечаю, он ее любит,обнимает. Бывают конечно разногласия, довольно часто,но это обычное явление среди детей.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Нестерова Тамара Валентиновна. Психолог-консультант по позитивной психологии
Здравствуйте!
1. Любите сына и ведите себя так, как хотите, чтобы и он вёл себя. Чтобы Вы ни говорили ему на словах, примером для него всегда будете Вы, муж и другие взрослые, которые находятся в его поле зрения, Ваши дела, манера поведения и поступки.
2. То, что ребёнок перестал есть мясо кусками, а кушает только фарш, не обязательно является психологической проблемой. Возможно, на этом вообще не нужно концентрировать внимание - кто-то из детей и даже взрослых не может есть манную кашу, кто-то картофельное пюре, кто-то рыбу и т. д. Просто готовьте другие блюда и продолжайте готовить мясо в том виде, в котором ребёнок его ест.