ХРОНИЧЕСКАЯ УСТАЛОСТЬ

Я уже писала ранее здесь на сайте. У меня такая проблема - хроническая усталость (очевидно, потому что пока врачи так толком и не определились). Я много лет не могу пойти в отпуск, много работы, мало удачи в реализации этого своего дела, и бросить все это не могу. Сначала состояние просто выражалось как сильная усталость, утомленность, нежелание делать лишнего кроме работы... Периодически вылазила из этого состояния через какие-то приятные эмоции (общение с любимыми людьми, природа, физические занятия, массаж иногда...). Сейчас даже уже и апатия прошла - я вроде перенастроилась, открылось второе дыхание, спокойно начала относиться к неудачам на работе, но после парочки больших стрессов, которые даже легко вроде бы перенесла, начались более серьезные проблемы - я начала падать в обмороки, и довольно часто. Я в принципе всю свою жизнь с юности иногда падала в обмороки: в душных помещениях в основном и очень редко, выхожу я из обмороков всегда легко, поэтому никогда не пугалась этой проблемы. А сейчас, последние пару месяцев после стрессов, падаю в обмороки или вхожу в близкое к ним состояние практически чуть ли не через день. И это, естесственно, уже напрягает.
Ходила до этого к психотерапевту, мы с ним занимались проблемами моей хронической усталости и апатии на фоне ее. Он мне даже препараты никакие не назначал, говорил, что просто правильный образ жизни + правильное восприятие жизненных ситуаций, и все наладится. Оно и наладилось собственно. Просто потом случились 2 довольно сильных стресса, на которые я вроде даже отреагировала довольно-таки спокойно.
А сейчас с этими моими проблемами он мне посоветовал пойти к невропатологу. У меня проверили кардиограмму, проверили ЭЭГ, анализы крови - все хорошо, осталось только пройти МРТ, но я чувствую, что и там все будет хорошо. Невропатолог тоже склонна считать, что с физическим здоровьем все в порядке, что это, видимо, действительно проблемы, связанные с хронической усталостью.
На физ.занятия не хожу уже третий месяц, потому что просто даже не могу до них добраться или боюсь... Захожу в транспорт, чуть душновато - у меня начинает темнеть в глазах, чувствую, что отключаюсь. Стою на остановке долго, начинает темнеть в глазах. Начинаю чувствовать, как сознание на секундочки отключается, и знаю, что сейчас могу упасть.
В супермаркеты вообще боюсь заходить, если мне становится плоховато, то пока я из них выберусь, то обязательно где-нибудь свалюсь. На работу как-то все-таки с трудом добираюсь... А на физ.занятия: йогу, пилатесс, танцы, которыми занималась, просто страшно....
Неврапатолог выписала мне проколоть витамин В6, пить таблетки энтропа и легкий антидепрессант амитриптилин. Энтроп я начала пить, эффект какой-то энергостимулирующий чувствую уже сейчас - на второй день приема. А антидепрессант пить не хочется.
И, честно говоря, мне немного страшно и немного не по себе. Мне хотелось бы услышать какое-то слово поддержки. И может быть какой-то совет. Может быть какие-то прогнозы - насколько быстро могут восстановиться силы и что лучше для этого делать, может быть не бояться этих обмороков и продолжать вести физ.активный образ жизни? Я ведь всегда была очень активной, здоровой, сильной... И меня это мое состояние просто ставит в тупик.
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Здравствуйте, Елена!
Страхи на фоне психоэмоционального истощения - довольно частое явление. Самое главное в такой ситуации не доходить до самого "донышка" упадка душевных сил - выбираться дольше.
Зачастую имеет смысл провести хороший курс нейро-метаболической терапии или курс антиастенических препаратов (только, не фенотропил!) Назначения следует обсудить на очном приеме.
И самое, на мой взгляд, важное - работа с психотерапевтом. Такая работа - и осмысленный выход из упадка, и простраивание будущего, в котором Вы будете сохранять душевные силы, что бы ни творилось вокруг Вас.
А неврологов, назначающих "легкий антидепрессант амитриптилин" я бы наказывал.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
На мой взгляд, проблема несколько иная, чем т.н. хроническая усталость. Покажитесь другому врачу-психотерапевту. Это позволит получить более объективную картину происходящего с Вами.
Смирнов Сергей Николаевич. врач психотерапевт-психиатр, Москва.
Елена, установочная тревога, или фобофобия, страх возникновения страха, - одно из самых неприятных следствий хронического невроза.
Согласен с коллегами: попробуйте обратиться к другому специалисту. От невроза можно и нужно избавляться.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте уважаемая Елена!
Ничего неожиданного в том, что невроз "выбрал" своей жертвой именно Вас, в общем то и нет. Как правило, эмоциональные, чувственные и тонкие по своей натуре люди, чаще всего и склонны к невротическим расстройствам, и тем более, если речь идет о хронической форме расстройства. Безусловно, комплексная метаболическая терапия - обязательно должна присутствовать, необходимо снять эту картину "астенизации". Но в любом случае, основной акцент в работе, должен быть поставлен именно на психотерапевтической составляющей, как основной части всей терапевтической программы. И не исключено, что внести перемены в общую клиническую картину, сможет именно обращение к другому специалисту, ведь в Москве - это сделать и реальнее и проще!
Пётр Юрьевич Лизяев. медицинский психолог, психоаналитический психотерапевт
> Мне хотелось бы услышать какое-то слово поддержки.
Елена, с учётом давности ваших обращений и того, что проблемы не уходят "сами собой" - вам нужны не просто "слова поддержки" - а регулярная поддержка в форме "лечения разговором" - психотерапии. Врачи в силу отсутствия у них психологического образования такой поддержки не могут дать вам в принципе. Ищите адекватного специалиста-психолога. В Москве можно получить помощь в том числе и в социальном (бесплатном) формате.
Пётр Юрьевич Лизяев
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Из того, что Вы описали, можно сделать предположение о наличии у Вас астенического психического расстройства. Это лечится. Разговоры, которые предлагает Лизяев, не "накормят" истощенную психику.
Психолог не врач и не имеет высшего медицинского образования, поэтому у него нет возможности установить истинное состояние человека. Самостоятельное лечение, без указаний врача-психиатра, он проводить не имеет права.
Сходите к врачу-психиатру или врачу-психотерапевту. Вам нужна комплексная нейрометаболическая терапия, диета, подобрать режим дня.