ДЕПРЕССИЯ

Моя бабушка -- очень добрый человек на 80 году жизни недавно умерла. Я с ней прожил 40 лет. Она была до 75 лет очень резвой женщиной, ходила без палки, сама работала по дому, мыла плафоны и окна стоя на стуле. Здоровье было хорошим, кроме одного. У нее временами были сильные головокружения и аллергия на некоторые продукты. Приходилось давать лекарства и выводить почти в бессознательном состоянии на свежий воздух. Довольно часто придя домой я обнаруживал свою бабушку лежащей на полу, где был пролит суп и опрокинута кастрюля. Я ей сразу же помогал подняться, давал воды, лекарство. Бабушка постепенно приходила в норму. Через неделю от болезни не оставалось и следа. Бабушка опять становилась энергичной, заготавливала продукты, ездила за ними на автобусе на рынок и целыми сумками их везла. Ходила очень хорошо, был прекрасный слух, зрение, речь. Вела здоровый образ жизни. Но проблема в том, что у нее был я -- человек довольно мнительный и безалаберный по своей природе. Я строил много планов: сделать у бабушки, т.е. у нас с ней евроремонт, новую мебель поставить, краны заменить и много чего, но либо все откладывал на потом по лени, либо не мог договориться с бабушкой. Она не хотела чтобы я унес старые вещи, которые мне отдавали мои друзья в гараж или их выбросил. Эти вещи она гладила, смотрела, свертывала и расхваливала. Я был доволен, что бабушке они нравятся и по ее просьбе приносил ей их еще: тюли, шторы, скатерти из комиссионки или от друзей. Этих вещей набиралось мешками. Но, конечно же у меня не было цели хранить все эти вещи дома, только умеренное количество из самого красивого. Остальное хотел унести в кладовку, потому что уже не было места развернуться, все вокруг было заставлено огромными сумками с вещами. Кроме того стала заводиться моль. Но бабушка стояла на своем: что не даст такие хорошие вещи унести в гараж, там они отпотеют, пропахнут, замажутся, помнутся. Эти вещи она стирала, гладила, складывала не для гаража. Из-за этого у меня с ней происходили очень сильные скандалы. Я ее оскорблял Плюшкиной и вообще ненормальной. Она в ответ обижалась и ударяла меня кулаками, кричала на весь дом, что я наглею и её не уважаю. В результате выставляла за дверь и я весь на нервах ходил по улице и собирался от нее уходить в общежитие в пригород. Но через час, два я успокаивался и возвращался домой. Бабушка уже тоже успокаивалась, ласково встречала и говорила что я молодец, хозяйственный человек. От скандала не оставалось и следа. Я прекращал думать о евроремонте, т.к. это не реально, когда старые и ненужные вещи унести в гараж нельзя. Новые: кресло, шкаф и т.д. просто ставить некуда. Была мысль жить от бабушки отдельно, часть вещей продать. Но бабушка деньгами не интересовалась. Она была щедрый человек: тратила их на помощь родственникам. То тысячу подарит племянникам, то внукам, то даже вообще незнакомым людям могла помочь, какому-то бездомному мужчине, который попал в больницу приносила сумками фрукты. Ее в народе некоторые называли Терезой. Я же не совсем ценил ее качества и считал, что она занимается не своими делами, что чужие люди ей дороже чем я. Их она не оскорбляет, всячески им помогает, а меня из-за каких-то пустяшных шмоток ругает, шумит, называет сволочью. Я, конечно тоже не железный и не выдерживая слишком длительного скандала кричал на нее плохими словами (в состоянии аффекта). И такие ситуации у нас происходили очень часто. Но после двухчасового скандала у нас наступал идеальный мир. Даже не верилось, что два часа назад мы враждовали. И скажи в этот момент (примирения) кто-нибудь про бабушку плохое слово, я бы сразу этого человека возненавидел. Затем наступало временное затишье: мы с бабушкой жили душа в душу, я забывал о евроремонте, смиривался с бардаком и теснотой из-за вещевого хлама. Хотя бардаком назвать порядок в квартире было невозможно: было все чисто, аккуратно, красиво сложено бабушкой по сумкам. Она делала влажную уборку. Просто выглядела квартира, не как квартира, а как аккуратный вещевой вагон. И такая жизнь с бабушкой (со скандалами и примирениями) продолжалось не одно десятилетие. Можно было уйти, найти себе другое жилье, но так я человек мнительный и «тряпка» по натуре, то зная что у бабушки бывают головокружения и аллергия, я не мог уйти: вдруг она упадет, а кто поможет?! Вдруг у нее аллергия начнется и некому будет вызвать скорую. Таким образом я уход от бабушки откладывал и откладывал. Но через несколько месяцев видя, что бабушка сама без помощи других стоя на высокой табуретке спокойно моет плафон, висящей на потолке,сама переносит мешки с капустой и вообще вполне трудоспособна, что ей не нужен вообще никакой помощник, я начинал снова задумываться о переходе от бабушки в другую квартиру. Нет, не из-за нашего противостояния, а просто чтобы жить отдельно и оборудовать свою квартиру по своему усмотрению, а не как вещевой вагон. Но бабушка была против и говорила, что как же она без меня?! Вдруг ночью приступ?! Это сейчас она себя хорошо чувствует, а вдруг у неё головокружение начнется или алергия? Она упадет, а рядом никого нет, соседи на работе, кто поможет. На предложение идти в дом престарелых очень обижалась и говорила, что она туда не пойдет, что у нее на зависть хорошая трудоспособность, что она даже может вообще жить одна и еще и другим помогать. Что в доме престарелых кто её пустит с вещами?! Единственная проблема, это приступы головокружения один-два раза в три месяца. Поэтому мне уходить нельзя. В последствии я убедился, что бабушка была права. Неоднократно, правда всего один раз в три месяца, я её заставал в беспомощном состоянии, лежащей на полу с давлением около 250, гипертонический криз. Или в состоянии приступа аллергии, от мандарин, или запаха от соседей одеколоном. Как после этого уходить? Родственники далеко, соседи на работе или на даче, больница переполнена, в дом престарелых идти отказывается. Остается одно: жить вместе. Но несколько лет назад бабушка во время мытья окон оступилась мимо стула и упала. Разбила себе голову и у нее произошел инсульт. Лежала в больнице в очень плохом состоянии. Я находился рядом, делал массажи в палате. После выписки из больницы бабушка по привычке пыталась вернуть свой резвый образ жизни. Я разминал ей ноги, спину, учил заново ходить. Через год она уже ходила вовсю. Все удивлялись, что после тяжелого инсульта бабушка почти полностью восстановилась, кроме речи. Приехал сын ее брата из-далека и решил ей помочь. Т.е. навести порядок в квартире. Не спросив совета взял и выкинул все мешки с вещами на мусорку. И даже те, которые хранились у бабушки с ее детства, как память, такие как коврик, вышивка, школьные платья, рукодельные старинные инструменты, старинный угольный утюг, самовар на углях. Из благих побуждений, сказав ей что на два дня поставит в гараж, а после побелки вернет. Я не знал, что он вещи выбросил, а считал что он их перенес действительно в мой гараж. Он без меня переносил. Придя в свой гараж в этот же день, чтобы получше их накрыть от пыли по просьбе бабушки я обнаружил, что там вещей нет. На вопрос: «где вещи» родственник отвел меня в сторону и сказал шопотом следующее: я их выбросил, а то бабка их опять потребует их принести. Я на эмоциях нечаянно ответил громко: «зачем ты выбросил старинные вещи, и не посоветовался!» Бабушка нечаянно услышала и зарыдала, что разве ее детские вещи и фронтовые вещи отца выкинули?! Кто разрешил!!! Произошел очень большой скандал со слезами на глазах. Родственник обиделся и уехал. Попытка найти свои вещи (хотя и старые) на мусорке была неуспешной. Антиквар и хорошие вещи тут же расхватали рабочие. А плохих вещей там почти не было. После этого резвость бабушки стала уменьшаться. Стала мутной, неразговорчивой и медлительной. Вещей других я уже не приносил, а скандалы у нас продолжались, с претензией что мы договорились выкинуть вещи не сказав ничего ей. И выкинули детскую память. Я объяснял ей, что я выбрасывать такие вещи не стал бы. В крайнем случае я бы унес их в гараж, там все-равно места много и тем более что вещи действительно хорошие, чистые, глаженые ее рукой. Но бабушка ответила, что как я не знал? Вещей в гараже нет, а я и не знаю! Я опять хамил ей на нервах, как и всегда. Постепенно бабушка угасала и вот за 5 лет она превратилась в больную и немощную старушку. Но я не придавал этому значения. Мне казалось, что бабушка поправится, что это просто временный недуг, т.к. как она сама себя обслуживала, а я ей лишь делал растирание ног. Домашние дела я не выполнял, жил на готовом. Я в это время ремонтировал гараж с утра до вечера. И бабушка делала мне замечание, что я поздно прихожу и с ней мало разговариваю. Знакомые старушки тоже к ней не ходят по болезни, и я еще не разговариваю. Я злился, что когда говорить, дела в гараже стоят. И вот не так давно я был дома и слышу крик бабушки. Я забегаю к ней в комнату, а она лежит на полу, из-за очередного головокружения упала и вывихнула ногу. Так как я не впервые встречался с подобными падениями бабушки, я решил что все пройдет, как и всегда. То что она вывихнула ногу она не сказала, а сказала что ушибла.Скорую вызывать поэтому не стали. Тут я стал замечать, что бабушка говорит шопотом. Я спросил почему? Она ответила, что не знает, что ничего пройдет. И вот эта оптимистическая настройка в этот подвела. Бабушка в таком состоянии была 5 дней, днем спала, ночью по много раз стуками по тумбочке вызывала меня к себе. Подойдя к ней я спрашивал, что болит? Она говорила, что нога болит и просила сделать массаж ног. Всю ночь я делал массажи, считая что ногу ушибла, теперь надо разминать. Днем бабушка спала и мне казалось, что все нормально. Ночь не спала, днем пусть поспит. Еду и воду около нее поставлю и иду свой гараж ремонтировать с абсолютно спокойными мыслями: бабушка весь день спит, потому что ночью не спала. На вопросы не отвечает, просто хороший сон, не буду будить. Вот еще 2 дня поразминаю ей ногу и пройдет. Через 3 дня я стал понимать, что дело плоховато и надо вызвать врача и наверное ложиться бабушке в больницу. Для этого надо освободить место для носилок, потому что с ушибленной ногой она вряд-ли сама дойдет до больницы. Когда я стал освобождать место, бабушка проснулась от скрежета передвижения мебели и спросила зачем убираю. Я объяснил, чтобы скорую вызвать. Но она сказала шопотом, что лучше завтра с утра, а то спать мешаю. Я на нее посмотрел и мне показалось, что и вправду торопиться не надо, потому что вид у бабушки освежился, голос улучшился. Она мне только сказала повернуть ее набок, я повернул. И опять ушел строить гараж. У меня даже в мыслях не было, что бабушка серьезно болеет. Считал, что у нее средний ушиб ноги и ей трудно поэтому повертываться. Но ничего пройдет. Но не задумался, что бабушка не молодой человек, а пожилой. Что она здоровьем уже не та и каждая мелкая травма может грозить летальным исходом. Не надо судить по себе, по другим людям. Они молоды и у них крепкий организм. Я в тот момент был пассивным оптимистическим дураком. Я строил гараж, вместо того чтобы лечить бабушку. Меня ещё успокаивает то, что я хоть ночью ей делал продолжительные растирания и помогал повернуться. А день я был бесполезной пешкой, который к больной бабушке заглядывал хотя и каждый час, но не оказывая ей помощи. Конечно не из-за лени, или нежелания, а из-за оптимистического настроя: ничего пройдет, болеет всего 4 дня, удар ноги всё-же не вывих, бабушка не стонет, не охает, в сознании, просто в дремотном состоянии из-за ночной бессоницы, все значит нормально будет. На следующий день я видя, что бабушка спит решил со скорой повременить, мне показалось, что бабушка просто спит. Она глубоко и ровно дышала и я думаю сейчас поспит, я ей потом лучше вызову врача, а не скорую и ей дома, чтобы не трясти, ногу хирург поправит на дому. Но смерив у бабушки давление я понял, что скорую надо вызывать срочно! Давление было очень низкое меньше 90. Я позвонил, скорая добиралась минут 10, была на другом участке, а бабушка в последний раз глубоко вздохнула и умерла. Это был шок. Теперь я чувствую себя неважно. У меня депрессивное состояние. Мне кажется, что какой же я дурак, что не вызвал скорую сразу и что не заметил, что бабушка не просто ушибла ногу и ей трудно двигаться, а что она в крайне тяжелом состоянии. И теперь мне не нужен этот гараж, который я так хотел построить, не нужна та техника, которую я хотел поставить и не нужны даже деньги. Мне нужна бабушка, которую я любил и не уберег. Как мне теперь быть?
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Депрессия, депрессивный синдром или, как его еще называют, меланхолический синдром - это целый сипмтомокомплекс, включающий в себя аффективные расстройства, двигательное и так называемое - идеаторное торможение.
Депрессия - это заболевание, обусловленное тяжелым расстройством эмоциональной сферы. Пациенты теряют способность радоваться жизни, для них характерно угнетенное состояние, острое ощущение бессмысленности собственного существования, чувство ненужности, личного несоответствия требованиям современного мира и т.д. При выявлении симптомов депрессии лечение необходимо начинать как можно раньше, и обязательно - под руководством опытного врача-психотерапевта.
При психогенной депрессии (расстройстве, обусловленном внешними обстоятельствами) основным методом лечения - является психотерапия, а лекарственные средства, обычно назначают в тяжелых случаях, чтобы нормализовать состояние пациента.
При эндогенной депрессии (расстройстве, обусловленном нарушением баланса определенных веществ в головном мозге) - на первое место выходит прием медикаментов, а психотерапия выполняет поддерживающую функцию.
Лечение заключается не столько в снятии симптомов, сколько в выявлении и устранении основных причин, которые послужили толчком к развитию заболевания. Это могут быть неразрешенные личностные конфликты, сниженная самооценка, какие-то психотравмирующие обстоятельства и т.д.
Невозможно избавиться от депрессии простым усилием воли. Необходимо серьезное, планомерное лечение, которое может включать в себя психотерапию и прием медикаментозных препаратов.
Каждый пациент требует индивидуального подхода со стороны врача-психотерапевта.
Только глубокий анализ личностных особенностей и тщательная психодиагностика, помогут выявить наличие скрытых факторов, провоцирующих развитие депрессивного состояния. И для того, чтобы пациент мог избавиться от депрессии, ему потребуется осознать эти переживания и проблемы, провести переоценку и найти способы конструктивного разрешения сложных ситуаций.
Способы и методы лечения депрессии подбираются индивидуально, с учетом особенностей и склонностей конкретного человека, а также варианта развития и тяжести течения болезни. В любом случае проводится работа и с текущим состоянием пациента, и с его внутренними установками.
Самостоятельно избавиться от этой болезни очень непросто (скорее - невозможно), поэтому эффективное лечение депрессии - возможно только с помощью врача-психотерапевта. Специалист не только устранит все симптомы болезни, но и научит Вас контролировать свое состояние, понимать и любить себя, уметь радоваться жизни во всех ее проявлениях!
Мария Шабалкина. врач-психиатр, психотерапевт
Я искренне надеюсь, Олег, что уже само по себе подробное описание ситуации принесло Вам небольшое временное облегчение. В таких случаях человеку всегда необходимо выговориться, и я советую Вам так же подробно описать свои переживания кому-то из близких, поделиться наболевшим. Ведь "поделиться" - значит уже поделить одно большое горе на пару менее тяжелых частей. Уверяю Вас, любой человек в той или иной степени испытывает вину в связи со смертью близких. Так устроено природой, чтобы благодаря подобному негативному опыту люди с особой заботой и вниманием относились к ныне здравствующим близким и родственникам. Так что извлеките из пережитого урок и двигайтесь дальше. Со временем Вам станет легче. Если же двигаться дальше не получится, а вместо осознания ценности опыта Вы будете продолжать рефлексировать - это повод обратиться к врачу психотерапевту, так как действительно речь будет идти о депрессивном расстройстве. Причины его как правило неочевидны и глубоки, а смерть бабушки в этом случае - лишь "пусковой крючок", запустивший острую стадию процесса.
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Здравствуйте, Олег.
Потеря родного человека - горе. И чтобы его прожить нужно время. Вы ясно говорите о чувстве вины перед умершей. С виной жить трудно. С чрезмерной виной - еще труднее. Может, поговорить с психологом на очном приеме?
Дело в том, что сложно даже пытаться ответить на Ваш вопрос в той форме, в какой он сформулирован ("Мне нужна бабушка, которую я любил и не уберег. Как мне теперь быть?"). Нужно поговорить с Вами подробнее.
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Пережить смерть дорогого человека, воочию видя его последний вздох, это очень сильное психоэмоциональное потрясение и не удивительно, что Ваша нервная система дала сбой.Поможет Вам сейчас только грамотный врач-психотерапевт. Обратиться необходимо только очно.Психолог - только навредит.Помните, что психолог по образованию педагог и не имеет высшего медицинского образования, он никогда не сможет правильно оценить истинное состояние Вашей нервной системы.Если Вы уверены в том, что учитель сможет провести квалифицированную диагностику и оказать Вам достаточную медицинскую помощь, лучше чем врач, то можете помусолить эту проблему с психологом ... Потом лечение будет значительно затруднено.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Олег.
Все мы в жизни делаем роковые ошибки и никто не свободен от этого. На тот момент Вы не могли поступить иначе, потому что не владели должной информацией.
Каждый из нас испытывает вину после смерти близкого человека, думая, что мы могли быть более внимательными и оперативными. Но что случилось, то случилось, а чувство вины лишь вгоняет в депрессию, ухудшая нашу жизнь.
С глубоким горем справится одному бывает сложно. Нужна психологическая поддержка, а часто и медикаментозная терапия на острый период переживаний.
Теперь Вам нужно жить за двоих, а на это необходимы новые силы.
Найдите возможность поработать с психологом или психотерапевтом, чтобы быстрее прийти в себя.
Вы переживаете острый стресс и Ваша боль и реакция на него понятна и оправдана. Лучший лекарь горя - время.
Хорошая книга по работе с горем: Сергея Шефова "Психология горя".
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
Здравствуйте, Олег. Похоже на Невроз (психогенное расстройство). В развитии психогенных расстройств особое место занимает психологический конфликт (внешний или внутренний). Внешний конфликт определяется столкновением нарушенных отношений личности с требованиями окружающей среды. Внутренний (внутриличностный) конфликт берёт начало в детстве и превращается в «невротические наслоения», которые затрудняют жизнь. В условиях длительного неосознаваемого конфликта - человек не в состоянии разрешить возникшую ситуацию: удовлетворить личностно необходимую потребность, изменить отношение к ней, осуществить выбор, принять адекватное решение. Основу патологических страхов (фобий) составляет глубоко скрытая тревожность (сигнал о внутреннем конфликте ). Это защитный механизм при конфликте между неприемлемыми импульсами бессознательного и подавлением этих импульсов. Тревожность обусловлена внутренне и связывается с внешними объектами лишь в той мере, чтобы произошла стимуляция внутреннего конфликта. С помощью психотерапевта или психолога можно осознать психологическую проблему, увидеть способы ее решения, проработать психологический конфликт. Целью психотерапевтического воздействия является разрешение конфликта или изменение отношения к конфликтной ситуации. Важную роль в психотерапии занимает обучение релаксации и эмоциональной саморегуляции.
Лекарства при Невротических расстройствах применяются в особых случаях. Они как правило дают кратковременный эффект.
Психотерапевт должен быть в штате территориального ПНД. Рассмотрите вариант работы со специалистом по интернету (в видеочате, по переписке)