КАК ПОНИМАЕТСЯ ТРУДОСПОСОБНОСТЬ В ПСИХИАТРИИ

Здравствуйте. Извините, если мой вопрос вам покажется странным. Я надеюсь, что вы правильно поймете мой вопрос, уловите его суть. В психиатрии трудоспособность является важным критерием здоровья индивида. Когда человек признается нетрудоспособным, ему назначается группа инвалидности и в некоторых ситуациях опекун. Это понятно и оправдано, ведь если такой человек останется без средств к существованию и без человека, на которого можно опереться, ему будет просто не выжить.
Далее. Во многих учебниках по психиатрии пишут, что неспособность человека обеспечить себя и свою семью — это социальная дезадаптация, патология личности, которая может указывать на наличие психического расстройства. Вообще, насколько я понимаю, способность или неспособность к самостоятельному зарабатыванию денег в психиатрии — очень важный критерий.
С другой стороны. Есть многочисленные случаи, когда один человек находится у другого человека на полном добровольном содержании и его устраивает подобное положение. В основном это, конечно, женщины. Например, разного рода содержанки, «профессиональные» домохозяйки, женщины ЗА мужем за сильным мужчиной — которые как «за каменной стеной», родившие и рано вышедшие замуж женщины — отчего не получившие образования и профессии, ну или просто альфонсы, в конце концов.… Если порассуждать, многим из подобных личностей после потери «кормильца» будет очень трудно адаптироваться в жизни.
Так вот. Являются ли подобные случаи в психиатрии признаком низкой социальной адаптированности, низкой трудоспособности, инфантильности личности? Я имею ввиду те случаи, когда казалось бы взрослый, совершеннолетний человек не работает и финансово зависит от другого человека, более сильного морально и физически… Или на такие случаи делаются как бы исключения (например, для женщин, в силу их слабости)? Заранее спасибо за ответ!
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте!
Трудоспособность - это не психиатрическая, а социально-правовая категория, отражающая способность человека к труду, определяемая уровнем его физического и духовного развития, а также состояния здоровья, профессиональными знаниями, умением и опытом. Различают общую и профессиональную трудоспособность.
Общая трудоспособность - это способность человека к неквалифицированному труду в обычных условиях.
Профессиональная трудоспособность - это способность данного работника к труду по своей профессии (специальности) и квалификации, либо по другой адекватной ей профессии (специальности).
В зависимости от того, какой объем трудовых функций и в каких производственных условиях может выполнять работник по состоянию своего здоровья, различают:
- полную (общую и профессиональную) трудоспособность;
- частичную (неполную) трудоспособность;
Полная общая трудоспособность - способность выполнять неквалифицированную работу в нормальных условиях.
Полная профессиональная трудоспособность - это способность работника выполнять все трудовые функции по имеющейся у него профессии или занимаемой должности в тех производственных условиях, в которых он работал.
Частичная трудоспособность - способность к профессиональному или неквалифицированному труду, сохранившаяся у лиц, перенесших заболевание или увечье. Объем частичной трудоспособности зависит от степени утраты профессиональной и общей трудоспособности.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте, Юрий!
Инвалидность – это не чисто медицинская, а медико-социальная проблема. Для её установления требуется не длинный перечень имеющихся заболеваний, а определение положения человека в окружающем обществе. В первую очередь сохранение степени трудоспособности, возможности самообслуживания, необходимость в помощи окружающих лиц. А эти параметры в свою очередь зависят от образования, профессии, специальности, должности, условий труда, возможностей организма к ним приспособиться. Вот эту возможность использования остаточной трудоспособности и изучает Медико-социальная экспертная комиссия.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Юрий.
Да, наличие семьи и способность зарабатывать себе на хлеб - это критерий зрелости человека. Но никак не критерий психического заболевания.
Нужно разбираться на очных приемах врача-психиатра является ли данная проблемой общей инфантильности личности или является трудностью в виду психического расстройства.