ПРОБЛЕМА ВЫХОДА ИЗ ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ С ПОМОЩЬЮ ЕДЫ, АЛКОГОЛЯ, КУРЕНИЯ

Я достаточно здоровый и сильный человек, в принципе - всё в порядке. Но работа у меня связана с постоянновозникающими стрессовыми ситуациями: слишком много решений нужно быстро принять, слишком большая ответственность. И личная жизнь тоже не в лучшем состоянии. Поэтому возникла такая психологическая проблема:
Я с достаточно молодого возраста при стрессе, усталости и тревожных состояниях начала «вылазить» из этих жизненных сложностей с помощью получения удовольствия от еды, спиртного, курения. Я понимаю, что это неправильная схема реагирования и постоянно стараюсь избавиться от нее, стараюсь вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, быть на природе. Но каждый раз, когда меня прижимает «посильнее», невольно обращаюсь к более простой для меня схеме: вкусно поесть вечером после работы, выпить спиртное. Курю во время работы, когда нервничаю. Еда и спиртное в принципе в рамках общепринятого, но всё равно мне не нравится то, что я использую их как панацею, чтобы расслабиться после трудного дня. Борюсь с этим всю свою сознательную жизнь. Но не очень получается. Более действенного средства для меня нет. Поэтому как бы я не старалась, но когда очень сложно - всё возвращается на круги своя.
Пробовала заниматься йогой, айкидо... Но на долго меня не хватило. Когда мне плохо, мне сложно настроиться на сложные действия. А этот мой способ - вот он, рядом, и действует.
Подскажите, может быть есть другие действенные, достаточно легкие схемы расслабления, успокаивания своего метущегося «я»? Пробовала также успокаивающие ванны, что-то типа медитации - не помогает.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте, Elena!
Да Вы "заедаете" таким образом свои проблемы, снижая уровень тревоги. Способы и методы иного поведения в стрессовых ситуациях, конечно, есть. Для выбора наиболее подходящего для Вас с учетом особенностей Вашей личности, Вам нужно обратиться на прием к врачу-психотерапевту. Ничего непоправимого в Вашем случае - нет!
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Здравствуйте, Елена.
Боюсь, что алкоголь (и наркотики), все же, самые простые "схемы расслабления". Только они неизбежно приводят к еще большим проблемам и могут зачеркнуть Жизнь.
Существует множество других способов, но они требуют определенного сосредоточения, определенного усилия внимания, которое, правда,  вознаграждается "с лихвой".
Елена, я думаю, что если Вы сами видите, что арсенал способов снять напряжение у Вас узок, то стоит обратиться к специалисту-психотерапевту или толковому психологу.
Пётр Юрьевич Лизяев. медицинский психолог, психоаналитический психотерапевт

Елена, вы уже много лет "пытаетесь найти волшебную схему".
"Заедать стресс" - достаточно известная в психологии ситуация. Очень часто она оказываетсяч связанной с "недостатком любви к себе" - как со стороны окружающих, так и со стороны самой себя.
Поэтому с высокой долей вероятности какие-то "тренинговые", "директивные" форматы - "только не думай о еде, только не думай о еде, только не думай о еде" - в вашей ситуации скорее всего приведут вас к очередному разочарованию в связи с тем, что "и это мне тоже не помогло".
Скорее всего в вашей ситуации будет эффективна качественная психотерапия, индивидуальная или групповая (групп-аналитическая), в процессе которой вы сможете "научиться любить себя - и не загонять в стрессовые ситуации".
В Москве достаточно широкий выбор специалистов и видов помощи - и в платном, и в социальном (бесплатном) формате.
Пётр Юрьевич Лизяев
http://psy-therapist.ru
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Да, действительно, можно эту проблему назвать, как: "заедание", "запивание", "закуривание". Но, главной, все же, является - зависимость, и в первую очередь, это зависимость от алкоголя и табака. Повышенный прием пищи (нарушение пищевого поведения, элементы булемии), в Вшем случае, может рассматриваться как сопутствующее, параллельное, имеющее ту-же природу, что и зависимость от алкоголя и табака.
Задумайтесь, ведь не так и редко у Вас происходят "надуманные" нервные ситуации, когда нет серьёзных поводов для повышенного волнения, существует рядовая рабочая ситуация, из которой Вы сами уже создаете проблему. Почему? Да только лишь потому, чтобы оправдать свой прием алкоголя, курение и обжорство.
Лечение, к сожалению, не так просто, как представляют мои коллеги. Тренингами такие ситуации не разрешимы. В Вашем случае речь может идти о наличии какого-либо психического патологического процесса, который необходимо выявить и не дать ему развиваться, "погасить очаг". Алкоголь и табак, вероятнее всего, в первые моменты могли для Вас служить суррогатной заменительной терапией (которая некоторое время действительно может оказывать облегчение), но эта "терапия" приведет Вашу жизнь в тупик. Кроме все более и более развивающимся психическим расстройством (особенно под действием алкоголя, который "лечит" разрушая головной мозг), Вы в дополнение "получите в подарок" очень тяжелое заболевание - Алкоголизм.
Я советую Вам придти на очную консультацию к врачу психиатру-психотерапевту. Не исключен вариант того, что врач может предложить госпитализацию, от которой не стоит отказываться, так как, я повторюсь, ситуация не так проста, как может показаться. Исходя из опыта, такое часто встречается у женщин. Очень опасно упустить время/момент, "Рубекон" может быть перейден и тогда шансов на возврат будет очень и очень мало.
Вы молоды, не спускайте свою жизнь под откос!
Лечение должно быть комплексным: нейрометаболическая терапия, психотерапия, физиотерапия, спец. реабилитационная терапия (может входить косметология, эндокринология, бальнеотерапия и т.д., подбирается по инд. схеме), диета, режим дня.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.
Когда есть те, кто требует твоего внимания и участия, куда больше - чем ты сам, на себя действительно, практически не остается времени... Но это жизнь, и прожить ее, как в известной поговорке - "Не поле перейти!". Уж если и придется что то в этой жизни менять, то начать, безусловно - необходимо с себя.