ВЕГЕТАТИВНАЯ ДИСФУНКЦИЯ?

Здравствуйте!
Сыну 24 года. Его часто беспокоят состояния слабости, сонливости, утомляемости, тяжести и тумана в голове, с ухудшением внимания и соображения. Иногда очень сильные (как сейчас - все время хочет только спать); иногда с головной болью, головокружением. Часто бывают и противоположные состояния – нервозность, возбуждение, нарушение сна, с тревожностью, депрессией. А нередко эти состояния протекают параллельно.
Лечился у психиатра: антидепрессантами, нейролептиками, противоэпилептическими. Очень много всего перепробовали. Ничего не помогает, кроме Феназепама и Пирацатама в больших дозах (или Фенотропила). Но всё равно облегчение лишь частичное и не всегда.
Невропатолог также лечить не хочет, сказала, что проблема -в вегетативных дисфункциях, а их мол тоже лечат только психиатры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ:
ДОППЛЕР СОСУДОВ(в момент нервного возбуждения) показала:
ЛСК по ПОСА – в верхней границе нормы, по ЛОСА – увеличена на 6%. ЛСК по СМА достаточна, ассиметрична (КА= 10% при N до 20%). ЛСК по ЗМА достаточна, ассиметрична (КА=15% при N до 30%). ЛСК по ППА в сегменте V3 снижена на 29%, по ЛПА в сегменте V3 –на 40%. ЛСК по ПА в сегменте V4 симметрично снижены на 33%.
Заключение: Признаки стенозирования позвоночных артерий в сегменте V2. Тонус и переферическое сопротивление повышены по всем сосудам (дистония церебральных сосудов)
Но МРТ головы стеноз ПА не подтвердила. Нашли только незначительное расширение подпаутинных пространств в лобно-теменных областях.
РЭГ - Тонус сосудистой стенки неустойчив, склонен к повышению. Дистония. Венозный отток затруднен в обоих сосудистых бассейнах. Признаки ангиоспазма выражены в паротизах.
ЭХОЭГ - Легкий гидроцефальный синдром
ЭЭГ в состоянии ремиссии отклонений не показывает, но в детстве показывало снижение порога судорожной готовности.
R-ГРАММА ШЕЙНОГО ОТДЕЛА – Нестабильность двигательного сегмента С4-С5. Унко-вертебральный артроз С3-С5
Подскажите, пожалуйста, что нам делать, у кого лечиться? Чем в данном случае может помочь психиатр, если все свои средства он уже перепробовал? Может нужно совместное лечение и у вертебролога? И чем можно было бы помочь ему сейчас в состоянии, подобном оглушенности?
Заранее благодарю за ответ
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Рекомендую обратиться на прием к врачу-психотерапевту. С собой имейте подробное описание имевшихся симптомов, полученное лечение и его эффективность.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или Макс. Комментарии форума не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте Евгения!
Вегето-сосудистая дистония (ВСД, она же - нейроциркуляторная дистония, НЦД) - это свойственные лишь отечественной медицине устаревшие названия вегетативной дисфункции.
Этот синдром включает в себя разнообразные по происхождению и проявлениям нарушения вегетативных (относящихся к работе внутренних органов) функций, обусловленные расстройством их нервной регуляции.
Встречается вегето - сосудистая дистония довольно часто как у детей, так и у взрослых . Это следствие того, что нарастающий темп современной жизни требует полной отдачи внутренних ресурсов и сил в процессе учебы и работы, учащает стрессовые ситуации.
Отчего это бывает?
Причиной вегетативной дисфункции могут быть:
наследственные факторы (как правило, они проявляются уже в детском возрасте), заболевания центральной и периферической нервной системы (особенно гипоталамуса, лимбической системы, ствола мозга),
некоторые хронические заболевания (в основном эдокринной, желудочно-кишечной и сердечно-сосудистой систем),
хронические стрессы, переутомления и перенапряжения.
Чаще всего это состояние возникает в виде соматоформного расстройства - невроза, основным проявлением которого становятся нарушения, имитирующие симптомы хронических заболеваний.
Общий механизм развития соматоформного расстройства выглядит примерно так: в результате сильного стресса или переживания (особенно на фоне психологического перенапряжения или истощения) психика человека как бы вытесняет травмирующую ситуацию, которую не в состоянии переработать.
Такое "вытесненное" переживание порождает различные невротические проявления, причем зачастую его "мишенями" становятся именно внутренние органы.
Способствуют такому развитию событий изначальное несовершенство вегетативной регуляции, социально-культурные факторы, психологические черты (особенно алекситимия - неспособность словесно выразить свои душевные переживания). Ситуацию могут дополнительно ухудшить сопутствующая депрессия, истерия, эмоциональная неустойчивость, тревожность, ипохондрия, табакокурение и злоупотребление алкоголем.
Проявления вегетативной дисфункции могут затрагивать самые разные органы и системы, по отдельности или вместе.
Наиболее частые из этих синдромов:
1. Кардиоваскулярный (сердечно-сосудистый) синдром. Он может проявляться нарушениями сердечного ритма (тахикардией, брадикардией, экстрасистолией), непостоянством артериального давления, сосудистыми реакциями (бледностью или "мраморностью" кожных покровов, приливами, зябкостью кистей и стоп). Часто встречается кардиалгический синдром - ноющие, колющие или пульсирующие боли или трудноописуемый дискомфорт в области сердца, которые, в отличие от стенокардии, не связаны с физической нагрузкой и не проходят при приеме нитроглицерина.
2. Гипервентиляционный синдром. Проявляется учащенным дыханием, ощущением недостатка воздуха, задерж неполноты или затруднения вдоха. При этом кровь теряет слишком много углекислого газа, что приводит к ее ощелачиванию и угнетению дыхательного центра. В результате развиваются мышечные спазмы, нарушения чувствительности в околоротовой области, кистях и стопах, головокружение.
3. Синдром раздраженной кишки. Проявляется спастическими и ноющими болями в нижней части живота, частыми позывами на дефекацию, вздутием живота, неустойчивостью стула. Другие расстройства со стороны пищеварительного тракта могут включать нарушение аппетита, тошноту и рвоту, дисфагию (нарушение акта глотания), боль и дискомфорт под ложечкой - все это в отсутствие органического заболевания (например, язвенной болезни желудка).
4. Нарушение потоотделения. Как правило, протекает в форме гипергидроза (повышенной потливости) чаще ладоней и подошв.
5. Цисталгия - учащенное болезненное мочеиспускание без признаков болезни мочеиспускательной системы и изменений в моче.
6. Сексуальные расстройства. Проявляются нарушениями эрекции и эякуляции у мужчин, вагинизмом и аноргазмией у женщин. При этом либидо (половое влечение) может быть сохранено или снижено.
7. Нарушение терморегуляции. Выражается в стойком небольшом повышении температуры, ознобах. Причем повышенная температура переносится легко, иногда выше в первой половине дня, может быть повышена ассиметрично в подмышечных впадинах. Встречается преимущественно в детском возрасте.
В первую очередь необходимо исключить органическое заболевание соответствующей системы с помощью профильного специалиста и назначенных им исследований.
Далее диагностический поиск и лечение проводит психоневролог, помогающий проработать психологический материал, приведший к развитию вегетативной дисфункции. При этом никакого стеснения здесь быть не должно - важно понимать, что от этих пренеприятных проявлений можно и нужно избавиться.
Для поддержания успеха лечения и профилактики вегетативной дисфункции можно порекомендовать обучение дыхательной гимнастике, овладение одной из методик релаксации (йога, цигун и т.п. - на свой вкус), отказаться от табакокурения и регулярного приема алкоголя.
И, конечно, в повседневной жизни нельзя забывать о чередовании работы с прогулками, отдыхом.
Всего Вам доброго!