ПОЧЕМУ ТАК?

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, почему религиозность человека не считается патологией и не лечиться? Почему мою тещу, которая думает, что за ней следят спец службы лечат в стационаре, с диагнозом F22.0, а люди, которые думают, что за ними следит всемогущее существо и которые верят в то, что Земле 6000 лет и Иона жил в желудке кита 3 дня, спокойно ходят по улицах?
Это не разжигание, я действительно не могу понять, почему так. И почему педофилия или транссексульность есть в МКБ 10 как болезнь, а гомосексуализм уже нет. Может быть, если бы и шизофреников в популяции стало бы процентов 10, то это то же бы перестало быть болезнью?
Спасибо.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации провожу в чате Макс. Комментарии форума не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте Андрей!Мне сложно представить себе ситуацию, что кто-то приходит к врачу и говорит: "Доктор, помогите! Я верю в старые иудейские сказки и ничего с этим не могу поделать. Как-то глупо себя чувствую, выручайте!"...Чтобы иметь возможность понять почему это так, для начала, нужно посмотреть на само понятие "болезнь" с точки зрения современной медицины, а так же и на саму медицину. Поскольку человек - существо социобиологическое, то и большинство явлений, окружающих его, будут иметь двойную природу. Например, медицина, как общественный институт, обслуживает запросы человека. Болезнь с этой точки зрения - это причина запроса к медицине со стороны человека.
Основной запрос со стороны человека - ухудшение качества жизни.
Критерии запроса - наличие симптомов (боль, ухудшение самочувствия, обнаружение признаков старения и т.п.) Если запросов нет, то и болезни нет. В случае религиозности,
если
отсутствует запрос со стороны человека
(чаще всего именно так и происходит), и
если
отсутствует запрос со стороны организации (религиозность не мешает либо же наоборот помогает выполнять человеку свою функцию), то
религиозность - не будет считаться болезнью. Если же религиозность мешает человеку выполнять свою функцию, если религия ущемляет корпоративные интересы, то начинаются разговоры о болезни "пациент охвачен ложными религиозными представлениями."
Вот так... Если, посмотреть на религию с другой точки зрения, с т.з. нарушения основной функции нашего мозга - адаптивной, то любая религия, являющаяся поставщиком неадекватных моделей действительности (но это не самое страшное), и, главное, угнетающая развитие когнитивных функций (или даже вызывающая их деградацию) и нарушающая работу аппарата логики (для того, чтобы сохранить бредовое религиозное содержание), является высококонтагиозным заболеванием. Грубо говоря, если Вы - книжный шкаф, то Вы совершенно спокойно можете относится к тому, что на одной полке у Вас лежит бумажка с надписью "Квадрат - фигура с четырьмя углами", а на другой - "Квадрат - фигура с тремя углами".
Если же Вы - думающий человек, то Вы будете стараться объединить все данные в единую систему и избавиться от "взаимоисключающих параграфов".
Системность мышления - привилегия думающего человека, верующему же остается либо быть "книжным шкафом" (и чем меньше наполненность, тем ему легче живется), либо формирование множества внутренне непротиворечивых, но строго изолированных друг от друга систем, в каждой из которых будет разное содержание и будут действовать разные правила мышления (т.е. тот же книжный шкаф, только полочек поменьше, поэтому некоторые верующих с шизофрениками, все же путают).
Смирнов Сергей Николаевич. врач психотерапевт-психиатр, Москва.
Андрей! На вопросы, которые Вы задаете, сложно дать однозначный ответ. Каким образом мы познаем мир? Есть ли душа? Или иная трансценденция? Что считать психической нормой? А что патологией? Впрочем, для человека, мыслящего в конструктивистско-постмодернистской парадигме, это все не есть повод для раздумий.Мир таков каков он есть. Истина - результат социального договора. Психическая реальность конструируется. Человеческий опыт основан на метафорах и нарративах. А метафоры и нарративы всегда субъективны. Поэтому и любой опыт - субъективен. Поэтому и любая точка зрения всегда субъективна. Если человек не выпадает из социума - значит, он психически здоров. Или, по крайней мере, компенсирован. Если выпадает - другое дело.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Вера и бред имеют разную природу и разные ключевые точки, которые позволяют их отличать одно от другого. Верующий человек может иметь здоровую психику. Этим он отличается от человека, имеющего то психическое расстройство, о котором Вы упоминаете. Что касается шизофреников, то их численность никогда не сможет достичь 10% - естественный отбор не позволит этого.