НЕ ВЫДАЮТ КОПИЮ КАРТЫ

Я писала заявление главному врачу с просьбой выдать мне копию мед карты от психиатра, указала 3 нужных статьи. Но психиатр категорически против мне её выдавать. Мне нужно идти в прокуратуру?
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Да, это будет самый простой путь решения проблемы. Только не забудьте захватить с собой копию (второй экземпляр) заявления, с отметкой о регистрации его - во входящих документах ПНД.Неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, в том числе - и о состоянии его психического здоровья, предоставление которой предусмотрено федеральными законами (в том числе Основами и Законом о психиатрической помощи), несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации может повлечь наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от одной до трех тысяч рублей (ст. 5.39 КоАП РФ).
Право гражданина на получение информации о состоянии своего психического здоровья гарантировано Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: п. 9 ч. 1 ст. 30 (Права пациента), п. 5 ч. 1 ст. 24 (Права несовершеннолетних) и ст. 31 (Право граждан на информацию о состоянии здоровья).
Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
В абзаце 3 ч. 2 ст. 5 и ч. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации от 02.07.1992№ 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” закреплено право лица, страдающего психическим расстройством, на получение информации о характере имеющегося у него заболевания, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах.
Закон не обязывает сообщать пациенту дословную формулировку психиатрического диагноза. Пациенту должен быть разъяснен характер расстройства с описанием его проявлений, особенностей течения и тех нарушений нервной системы, с которыми оно связано.
При этом Закон делает оговорку: предоставление подобной информации осуществляется с учетом психического состояния лица, т. е. в таком виде и такой форме, которые исключают причинение пациенту психической травмы и не вовлекут врача в конфликт с ним.
В медицинской документации делается запись о характере и объеме предоставленной информации.
На сегодняшний день, вызывает вопросы редакция ст. 9 Закона о психиатрической помощи, в соответствии с которой по просьбе лица с психическими расстройствами или его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи. Некоторые врачи-психиатры считают, что эта норма носит необязательный характер, а решение вопроса о предоставлении информации отдано на усмотрение врача. Это неверное понимание нормы, возможно, связано с неудачной формулировкой ст. 9.
Врач не вправе отказать в предоставлении такой информации, тем более законному представителю лица. Вместе с тем врачу следует выяснить цель получения подобной информации для определения ее характера, объема и формы изложения, а также пресечения возможных неправомерных действий различных организаций, требующих от граждан в нарушение ст. 8 Закона о психиатрической помощи те или иные справки о состоянии их психического здоровья. Выявив такую ситуацию, врач должен разъяснить пациенту (или его законному представителю), что для реализации им своих прав в конкретной сфере деятельности предоставления подобных сведений не требуется.
По общему правилу информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему самому, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет (в отношении больных наркоманией - 16 лет), и граждан с психическими расстройствами, признанных судом недееспособными, - их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли.
В случаях неблагоприятного прогноза течения заболевания сведения необходимо сообщать в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
“Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов.
По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны” (ч. 4 ст. 31 Основ). Следует отметить, что “интересы третьей стороны” - это слишком широкое понятие, требующее законодательного уточнения. Интересы могут быть как законными, так и незаконными.
Более правильным с юридической точки зрения было бы сформулировать данную норму в следующей редакции: “По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если их предоставление не нарушает права и законные интересы третьих лиц и не создает угрозу для их безопасности”.
Установленное ограничение соответствует нормам, принятым международным сообществом. Согласно п. 4.4 Основ концепции прав пациента в Европе, принятых ВОЗ в 1994 г., “пациент имеет право доступа к истории болезни, а также ко всем материалам, имеющим отношение к диагнозу и лечению. Пациент имеет право получить копии этих документов. Однако данные, касающиеся третьих лиц, не должны стать доступными для пациента”.
В соответствии с международными стандартами ООН (“Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи” от17.12.1991) - Принципами 18 и 19 - право пациента на доступ к касающейся его информации в истории болезни “может ограничиваться в целях предотвращения серьезного ущерба здоровью пациента и риска для безопасности других лиц”. Как указано далее в документе, в соответствии с внутригосударственным законодательством любая такая информация, не предоставленная пациенту, должна быть при соблюдении требований конфиденциальности сообщена личному представителю и адвокату пациента.
В случае не предоставления подобной информации пациент или его адвокат, если таковой имеется, уведомляется об отказе и его причинах, и это решение может быть пересмотрено в судебном порядке.
Однако внутригосударственное (в данном случае российское) законодательство таких важных норм не содержит. Психиатрические учреждения, как правило, не заботятся о надлежащей аргументации мотивов отказа, которые носят в основном надуманный характер.
Пациенты, в свою очередь, не требуют от психиатрического учреждения письменного уведомления об отказе, что затрудняет возможность обжаловать в дальнейшем решение администрации учреждения, взыскать причиненный материальный ущерб и компенсировать моральный вред.
Определенный правовой вакуум в этом вопросе превратил его в настоящее поле битвы между психиатрическими учреждениями и пациентами, желающими ознакомиться со своей историей болезни. Подобные конфликты могли бы быть улажены с помощью не зависимой от органов здравоохранения Службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (ст. 38 Закона о психиатрической помощи).
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Анна.
Амбулаторная карта психически больного на руки не выдается. Но может быть выдана выписка из амбулаторной карты. Какую цель Вы преследуете?
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Вы получили письменный отказ? Кто подписывал Ваше заявление?
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Они обязаны выдать копию медкарты по Вшему письменному заявлению. Заявление, как в любых чиновничьих организациях, Вы должны написать в 2-х экземплярах и зарегистрировать у секретаря. В течение месяца они обязаны дать Вам письменный ответ - либо отказ, либо копию карты. Или, они не ответят Вам ничего на Ваш письменный запрос.
Если будет письменный отказ или игнорирование Вашего заявления, то это будет основанием обращения в прокуратуру. Без этого у Вас ни кто не примет заявления в прокуратуре.