СПРАВКИ ИЗ ПНД

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста какие справки выдает пнд гражданам состоящим на учете? Проблема в том, что моя мать состоящая на учете хочет продать квартиру, при этом агенства недвижимости и потенциальные покупатели просят предоставить справку о том что она находится в здравом уме в момент заключения сделки и не будет впоследствии оспаривать сделку ссылаясь на свое заболевание, состоит на учете, но не лишена дееспособности, работает оплачивает налоги и кредит, в пнд сказали что дают только справку состоит ли человек на учете либо нет, но в них нет информации что человек может либо не может заключать сделки! Куда в таком случае обращаться? Спасибо.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте, Артур.
Если человек стоит на психиатрическом наблюдении, это еще не говорит о его невменяемости. Невменяемым его может признать - только суд!
У продавцов и покупателей недвижимости, нет обязанности бегать в психдиспансер и получать справки.
В законе четко прописано: "При удостоверении сделок по продаже недвижимости, сам нотариус выясняет дееспособность участвующих в ней лиц: он обязан выяснить возраст гражданина, его волеизъявление, проверить адекватность восприятия сути оформляемого им документа и наступающих последствий". Все эти сведения нотариус может установить только из личной беседы с гражданином. Если возникли сомнения в его дееспособности, то нотариус вправе истребовать дополнительные сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий, в том числе и справки о дееспособности гражданина.
Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате (под ред. Аргунова В.Н.) 1996 г.
Статья 43. Проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, участвующих в сделках.
При удостоверении сделок выясняется дееспособность граждан и проверяется правоспособность юридических лиц, участвующих в сделках. В случае совершения сделки представителем проверяются и его полномочия.
Комментарий:
Особым случаем надо признать проверку дееспособности гражданина, относительно которого у нотариуса возникает сомнение в его психическом здоровье.
Гражданин, который вследствие душевной болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Но надо подчеркнуть, что сам по себе факт душевной болезни или слабоумия, хотя бы и очевидный для окружающих или даже подтвержденный справкой лечебного учреждения, еще не дает оснований считать гражданина недееспособным. Он может быть признан недееспособным только судом в порядке, установленном ГПК. Если такого решения суда не было, гражданин вправе совершать юридические действия, в том числе нотариальные.
Поэтому нотариус, прежде чем отказывать в совершении нотариального действия на основании ст. 48 Основ, должен отложить его на основании ст. 41 Основ с целью выяснения вопроса о том, имеется ли решение суда о признании этого гражданина недееспособным и об установлении над ним опеки. При отсутствии достоверных данных об этом, недопустимо отказать гражданину в совершении нотариального действия.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Артур.
Психические больные обладают теми же правами, что и здоровые люди. Если нет обострения и родственница не лишена дееспособности, то она может сама принимать решения. В каждом ПНД работает юрист, кт сможет проконсультировать как саму больную, так и ее родственников по вопросам юридических прав и недвижимости.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Обычно достаточно справки о том, что не стоит на учете у врача-психиатра.