СООБЩАТЬ ЛИ РЕБЕНКУ О СМЕРТИ МАТЕРИ

У моего мужа была дочка от первого брака. Девочка (8 лет) жила мамой в другом городе. Мама вела, мягко сказать, не совсем благополучный образ жизни, и в итоге отвела дочку в приют, объясняя это тем, что ей нужно найти работу, а затем она вернется за ней.
После этого она пропала без вести. Отец девочки, узнав что ребенок в приюте, забрал ее и перевез к нам.
Прошло 3 месяца, и маму нашли мертвой в лесу. Мы пока ничего не сообщали ребенку. Периодически она вспоминает о маме, и видимо ждет, что она за ней вернется и заберет ее в их родной город. В ее мечтах она живет с мамой, а к нам приезжает погостить. Ситуация еще осложняется тем, что у меня есть сын от первого брака (9 лет). И так как оба ребенка привыкли, что они единственные в семье, периодически возникают конфликты. У меня такое ощущение, что девочка воспринимает эту ситуацию как временную (новую школу, новый дом).
Сейчас перед нами стоит дилемма - сообщить ли девочке о смерти мамы? и если да, то каким образом это лучше сделать. Пока мы сказали, что не знаем где она и почему мама не звонит ей.
Психологическая студия РОСТ. Елена и Александр Созончук, психологи-психотерапевты, нейропсихологи

Добрый день, Екатерина!
Вы совершаете большую ошибку, скрывая правду от ребенка. Таким образом Вы формируете не доверительные отношения в семье, а строите их на лжи. Как думаете, она будет уважать людей, которые ей лгут? Ведь она все равно когда-нибудь узнает об этом, но доверие к Вам потеряет. Восстановить его будет тем сложнее, чем старше будет к этому времени ребенок.
Мама девочки, какая бы она ни была, какие бы ошибки она не совершала, остается ее мамой. И нужно, чтобы девочка знала всю историю, ведь ей уже 8 лет, нужно, чтобы знала, где мамина могила. Да, будет плакать, страдать, но это ей нужно пережить.
Вы с отцом деввочки можете поддержать ребенка, сказать ей, что не нужно злиться на свою маму, что лучше ее простить. Папа будет всегда рядом с ней, а Вы постараетесь стать ей старшей подругой, будете вместе с папой поддерживать ее, что вы теперь ее семья.
Ну а уже после этого нужно будет уделить внимание взаимоотношениям детей в семье.
Желаю Вам мужества и терпения в нелегком разговоре с девочкой.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.
Уважаемая Екатерина, сообщить девочке о смерти мамы не просто правильно, это необходимо.
Ребенок все равно поймет, что произошло, и девочке будет гораздо больнее, если она узнает об этом от чужих людей. Она перестанет доверять своим близким, замкнется. Вам необязательно сообщать ей подробности произошедшего.
Не нужно также пытаться успокоить ребенка. Наоборот, нужно поплакать вместе с ней ( дети подражают взрослым, если взрослые скрывают свое горе, то и дети поступают также, а загнанная внутрь проблема неизбежно обернется неврозом), вспомнить какие-то приятные моменты, связанные с ее мамой ( "мамы с нами уже нет, но мы ее не забудем, ты помнишь, как....") ...
Если девочка здорова, т.е., у нее нет сердечной патологии, астмы, эпилепсии( такого заболевания, при котором в ответ на стрессовую ситуацию может возникнуть приступ), разговор можно начать сразу с главного( "у меня для тебя плохая новость...").
При этом сядьте рядом с девочкой, возьмите ее за руку, не бойтесь ее реакции, она неизбежна, не бойтесь причинить ребенку страдание-это часть жизни.
Нужно обязательно сказать девочке, что она очень хорошая, что она не виновата в том, что произошло с ее мамой. Сводите ее на могилу, пусть попрощается. Расскажите о похоронах. О том, что происходит после того, как человек умер (его кладут в гроб, закапывают в землю). Звучит не очень приятно. Не подумайте, что я кощунствую, просто у детей плохо развито абстрактное мышление, они мыслят конкретно("мамы нет-значит, она меня бросила, потому что я плохая").
Все время поощряйте ее говорить с Вами, рассказывать о своих чувствах. Не говорите, что "мама заснула", ребенок, если он впечатлительный, будет потом бояться ложиться в постель.Главное-чтобы ребенок знал, что он не один, будьте всегда рядом с девочкой ...
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Екатерина.
Конечно, важно сообщить о смерти мамы, чтобы она поняла, что ее никогда не будет с нею Но важно включить образ мамы в вашу жизнь. Повесить на видном месте ее фото, рассматривать альбомы, ходить на могилку, говорить о ней. тогда ребенок будет чувствовать, что у него была мама и что она хорошая. просто она умерла.