СНЯТИЕ ПСИХИАТРИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА

Здравствуйте. Мне поставили психиатрический диагноз, с которым я не согласен. Независимый эксперт сможет сделать письменное заключение для суда только тогда, когда я ему предоставлю копию своей медицинской карты. ПНД на руки не выдают такие копии. Как мне обжаловать диагноз через суд? Может ли суд отклонить мой иск об оспаривании диагноза?
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте Виктор!Нет, как правило, Суд назначает независимую психиатрическую экспертизу - в стационаре Отделения СПЭ (судебно-психиатрических экспертиз). Но, до того как обратиться с иском в Суд, Вы можете попробовать получить необходимую информацию о состоянии своего здоровья в ПНД.Неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, в том числе - и о состоянии его психического здоровья, предоставление которой предусмотрено федеральными законами (в том числе Основами и Законом о психиатрической помощи), несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации может повлечь наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от одной до трех тысяч рублей (ст. 5.39 КоАП РФ). Право гражданина на получение информации о состоянии своего психического здоровья гарантировано Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее – Основы): п. 9 ч. 1 ст. 30 (Права пациента), п. 5 ч. 1 ст. 24 (Права несовершеннолетних) и ст. 31 (Право граждан на информацию о состоянии здоровья).
Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
В абзаце 3 ч. 2 ст. 5 и ч. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации от 02.07.1992№ 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (далее – Закон о психиатрической помощи) закреплено право лица, страдающего психическим расстройством, на получение информации о характере имеющегося у него заболевания, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах. Закон не обязывает сообщать пациенту дословную формулировку психиатрического диагноза. Пациенту должен быть разъяснен характер расстройства с описанием его проявлений, особенностей течения и тех нарушений нервной системы, с которыми оно связано. При этом Закон делает оговорку: предоставление подобной информации осуществляется с учетом психического состояния лица, т. е. в таком виде и такой форме, которые исключают причинение пациенту психической травмы и не вовлекут врача в конфликт с ним. В медицинской документации делается запись о характере и объеме предоставленной информации.
На сегодняшний день, вызывает вопросы редакция ст. 9 Закона о психиатрической помощи, в соответствии с которой по просьбе лица с психическими расстройствами или его законного представителя им могут быть предоставлены сведения о состоянии психического здоровья данного лица и об оказанной ему психиатрической помощи. Некоторые врачи-психиатры считают, что эта норма носит необязательный характер, а решение вопроса о предоставлении информации отдано на усмотрение врача. Это неверное понимание нормы, возможно, связано с неудачной формулировкой ст. 9. Врач не вправе отказать в предоставлении такой информации, тем более законному представителю лица. Вместе с тем, врачу следует выяснить цель получения подобной информации для определения ее характера, объема и формы изложения, а также пресечения возможных неправомерных действий различных организаций, требующих от граждан в нарушение ст. 8 Закона о психиатрической помощи те или иные справки о состоянии их психического здоровья. Выявив такую ситуацию, врач должен разъяснить пациенту (или его законному представителю), что для реализации им своих прав в конкретной сфере деятельности предоставления подобных сведений не требуется.
По общему правилу информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему самому, а в отношении лиц, не достигших возраста 15 лет (в отношении больных наркоманией – 16 лет), и граждан с психическими расстройствами, признанных судом недееспособными, – их законным представителям лечащим врачом, заведующим отделением лечебно-профилактического учреждения или другими специалистами, принимающими непосредственное участие в обследовании и лечении.
Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена гражданину против его воли. В случаях неблагоприятного прогноза течения заболевания сведения необходимо сообщать в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.
“Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны” (ч. 4 ст. 31 Основ). Следует отметить, что “интересы третьей стороны” – это слишком широкое понятие, требующее законодательного уточнения. Интересы могут быть как законными, так и незаконными. Более правильным с юридической точки зрения было бы сформулировать данную норму в следующей редакции: “По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если их предоставление не нарушает права и законные интересы третьих лиц и не создает угрозу для их безопасности”.
Установленное ограничение соответствует нормам, принятым международным сообществом. Согласно п. 4.4 Основ концепции прав пациента в Европе, принятых ВОЗ в 1994 г., “пациент имеет право доступа к истории болезни, а также ко всем материалам, имеющим отношение к диагнозу и лечению. Пациент имеет право получить копии этих документов. Однако данные, касающиеся третьих лиц, не должны стать доступными для пациента”.
В соответствии с международными стандартами ООН (“Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи” от17.12.1991) – Принципами 18 и 19 –право пациента на доступ к касающейся его информации в истории болезни “может ограничиваться в целях предотвращения серьезного ущерба здоровью пациента и риска для безопасности других лиц”. Как указано далее в документе, в соответствии с внутригосударственным законодательством любая такая информация, не предоставленная пациенту, должна быть при соблюдении требований конфиденциальности сообщена личному представителю и адвокату пациента. В случае не предоставления подобной информации пациент или его адвокат, если таковой имеется, уведомляется об отказе и его причинах, и это решение может быть пересмотрено в судебном порядке.
Однако внутригосударственное (в данном случае российское) законодательство таких важных норм не содержит. Психиатрические учреждения, как правило, не заботятся о надлежащей аргументации мотивов отказа, которые носят в основном надуманный характер. Пациенты, в свою очередь, не требуют от психиатрического учреждения письменного уведомления об отказе, что затрудняет возможность обжаловать в дальнейшем решение администрации учреждения, взыскать причиненный материальный ущерб и компенсировать моральный вред. Определенный правовой вакуум в этом вопросе превратил его в настоящее поле битвы между психиатрическими учреждениями и пациентами, желающими ознакомиться со своей историей болезни. Подобные конфликты могли бы быть улажены с помощью не зависимой от органов здравоохранения Службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (ст. 38 Закона о психиатрической помощи).
К сожалению, такая Служба до сих пор не создана, что негативно сказывается на возможности реализации пациентами своих прав.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Нет, суд не должен отклонить Ваш иск. Подавайте соответствующее заявление, суд назначит и проведет необходимую экспертизу.
Смирнов Сергей Николаевич. врач психотерапевт-психиатр, Москва.
Олег Иванович все подробно объяснил. Это произвол со стороны психиатрического учреждения.
Сергей Евгеньевич Агеев. психотерапевт, психиатр-нарколог, судебно-психиатрический эксперт ФГБУ  "Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии" (бывш. им.В.П.Сербского) Минздрава России 8 (495) 998-83-88
Здравствуйте, Виктор. 1. Суд может отклонить иск. Но обязан написать на каком основании это сделано.2. Все диалоги с ПНД рекомендую вести письменно3. Учтите, что суд может не посчитать Заключение независимого эксперта, как доказательство отсутствия диагноза.
Основы законодательства об охране здоровья граждан РФ Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья
Информация о состоянии здоровья гражданина предоставляется ему, ...
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов.
По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.