СТРАХ СТРАХА

Здравствуйте, уважаемые доктора. Мне 30 лет. У меня интеллектуальная работа в сфере ИТ. Я с самого детства был неусидчивым ребенком с богатым воображением. Заикался видимо от какого-то испуга, но уже не помню, был слишком маленьким и это прошло. Так же была мнительность наверно. К примеру купили мне компьютер, ценную для меня вещь. я к примеру играя пробегу мимо него близко или еще как как-то и приходила видимо мысль(насколько я помню) не мог ли он сломаться от этого. Спрашивал у отца, тот говорил не мог и я успокаивался и тревога уходила. Потом видимо это прошло. Уже когда стал взрослый то часто уходя перепроверял выключил ли я свет, воду и т. д. Иногда даже возвращался по несколько раз к двери чтоб убедиться, что она точно закрыта. Так же мог долго прокручивать тревожащую меня мысль, к примеру когда девушка рассказывала про свои прошлые отношения, я по многу раз представлял как у нее там ранее мог быть секс или думал о том что у нее слишком много(по моему мнению) в прошлом партнеров, это доставляло мне огромные отрицательные эмоции, но остановиться я не мог. Или к примеру предстоит тяжелый разговор я мог десятки раз прокрутить его в голове. А когда так случалось, что расставался с девушкой по своей вине, то я винил себя очень долгое-долгое время, накручивая себя, постоянно по многу раз анализируя и вспоминая где и в чем я виноват и как надо было поступить иначе. Это занимало почти все мои мысли. Но через какое-то время это проходило и я относил это к временным трудностям на фоне стресса-расставания. После очередного такого расставания я погрузился в долгий и очень сильный стресс, так как постоянно накручивал себя насчет своей вины, насчет того что больше никого не смогу найти и т. д. так еще и девушка не «отпускала» а то приходила и уходила. К тому же еще и не думать об этом выпивал алкоголь. В таком состоянии прошло больше года. И вот в один из дней я видимо так сильно накрутил себя что у меня случилась ПА. Надо еще сказать, что у моей мамы тоже проблемы, вроде у нее был невроз, так как как она все любила по многу перемывать и депрессия(или МДП), а потом после климакса ей стало со всем плохо(появилось ощущения горения в теле, по моему даже галюцинации или бред), я не знаю точно диагноза, но слышал что врачи говорили по моему органическое повреждения мозга или что-то такое, но не шизофрения. Знаю что она никогда не лечилась до своего климакса, просто пила фенозепам. Сколько и как я не знаю. Но это все началось у нее после моего рождения. И вот этот климакс ее превратил за 1-2 года в скажем так человека который даже ухаживать за собой почти не может и с трудом говорит. Ну и увидя все это и получив свою первую ПА я подумал, что у меня началось тоже самое и что я схожу сума. А я еще и был не дома, а на отдыхе, поэтому обратиться к врачу или еще к кому не мог и у меня была неделя-полторы ужаса, я не мог спать, думал что мне уже все, постоянно были ПА, я не мог ни на, что отвлечься, только эти мысли. Когда вернулся домой, пошел к психиатру, мне просто выписали АД и этаперазин и отправили домой. Было 1,5 года мучений, ощущения этого страха и тревоги были настолько мучительны и настолько была на них зациклинность, что видимо не сильно помогали и таблетки, мне просто все время хотелось спать, но тревога не уходила, я все время боялся, что повторится ужас той первой недели и он повторялся. У меня развилась сильнейшая фобия, страх страха, страх того что будет это мучительное состояние тревоги.
В течении этого времени я читал про разные психические болезни и примерял их на себя, невроз, панические-тревожные расстройства, шизофрению и т. д. Пошел к другому врачу которому и рассказывал это. Врач сказал, что это ипохондрия и мы попробовали несколько разных АД, эффект был тот же. Больше работало то, что когда я приходил с тревогой, врач говорил, что это я себе надумал и все не так и я успокаивался на какое-то время и уходил домой радостным. Но мой мозг все время «работал против меня», как только я успокаивался насчет одного, в голове появлялась мысль «а что если...» «что если это навсегда, что если тревога не пройдет и ты будешь страдать и т.д.» и чем больше я находил доводов, что это не так, тем все новое я сам и выдумывал чтоб себя же испугать. Через 1,5 года мне стало полегче, наверно помогли беседы с врачом(хотя через пелену страха я наверно не так много воспринимал), может я сам что-то осознал, может и таблетки тоже немного помогли. И вот эти периоды страха, когда я по 2 недели лежал в кровати в мучениях и хотел только спать, чтоб не просыпаться, стали уменьшаться. Сами периоды стали меньше и их частота. А потом перестали. Но у меня закрепилась это жуткая фобия, страха повторения того, что наступит такое состояние, страх страха. Я постоянно прислушиваюсь к себе, а не начинается ли это снова. Появились мысли, что я чего-то не смогу, пойти на новую работу, поехать в командировку, на отдых, сделать то-то и то-то так как если это начнется я опять так буду лежать и мучатся. То есть моя жизнь разделилась на 2 этапа, если раньше и была тревожная-мнительность и небольшая зациклинность на тревожных мыслях, но это не доставляло мне таких переживаний и хлопот, то теперь к ней добавился этот ужасный страх который портит всю жизнь, через призму которого я все оцениваю.
Далее пошли 1,5 года более не менее хорошей жизни, я все же сменил работу, съездил в командировку, нашел новую девушку и т. д. Хоть и постоянно тревожась и опасаясь. Но вот за последних полгода эти эпизоды страха снова появились, правда пока слава богу не такие сильные. Я прикинул, что я часто выпивал(сейчас не пью) и испугался сильно, что уже спился и алкоголик, испугался, что болен шизофренией и т.д.
Если можете ответьте мне пожалуйста на несколько вопросов:
1) У меня снова возник сильный страх, что я болен шизофренией. На работе зашел разговор об этой болезни и я вспомнил, что когда пытался поборот свой страх, на очередные мои доводы себе же, о том что не все так плохо и эти мучения пройдут да и вообще мы все умрем когда-нибудь чего так переживать, в голове появилась мысль: «а что если после смерти тоже можно испытывать такие мучительные ощущения тревоги, страха» И вроде я понимаю, что это ерунда, что нет никакого после смерти, что все эти мысли и страхи это химические процессы в мозгу, а после смерти мозга нет и т.д. Но все же это, «а вдруг» меня тревожит. И я испугался и этой мысли как таковой, так еще и а не шизофренический бред ли это? Галлюцинаций, бреда и т.д за собой не замечал, работа у меня интеллектуальная, признаков слабоумия или еще чего вроде тоже нет. Доктор это похоже на шизофрению и если нет, то на что это похоже?
2) Я очень болезненно воспринимаю если я сам виноват в чем-то, ну к примеру если у меня нашли какой-то недуг в котором виноват я, я буду мучатся и корить себя зацикливаясь на этом и тревожиться, а вот если это случилось не по моей вине, то я гораздо спокойнее это приму, так как я не мог на это повлиять. Почему это так и как мне спокойнее воспринимать, то где я виноват сам, уметь прощать себя, не заниматься самобичеванием себя? Дело в том что я постоянно сильно корю себя, за неправильные решения и моменты, от маленьких из серии зачем я съел этот торт, я на диете, до больших. И этим «корением» накручиваю себя и в гоняю в негатив.
3) Почему мой мозг(или я сам)«работает против меня». Имеется ввиду, что постоянно анализируя ситуация я получается ищу все самое плохое. К примеру прочитав, что невроз лечиться, все равно придет мысль, а что если нет, что если дальше будет только хуже и т. д.? Как это можно изменить?
4)Как вы думаете какой именно у меня диагноз? Лечится ли он?
5)Можно ли и если да то как избавиться от моей фобии, от моего страха страха? И вроде я понимаю, что это рекурсия, что если страха не бояться(этого состояния), то и этого мучительного страха не будет вовсе, но все равно я прислушиваюсь к себе, все равно выходит я боюсь. Хотя понимания этой мысли я думаю мне и помогло, но видимо не достаточно. Что можно сделать еще?
6) можете посоветовать какую-нибудь литературу, методики, техники которые стоит изучить и которые могут мне помочь?
Заранее благодарен.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте, Андрей! Вы описываете проявления тревожного расстройства - одной из форм невроза. Подобными проблемами нужно заниматься под руководством и контролем со стороны врача-психотерапевта. Лечение должно быть комплексным и включать в себя психотерапию, как основной метод в решении проблем. Психотерапия должна помочь Вам разобраться в причинах появления тревоги, понять ошибочность страхов и изменить Ваше отношение к ним. Медикаменты играют вспомогательную роль в лечении и назначаются - при необходимости. Настоятельно рекомендую ориентироваться на это при выборе специалиста-психотерапевта. Литературы много, но не всегда она срабатывает. Нужно руководство и помощь специалиста-психотерапевта.
Мария Шабалкина. врач-психиатр, психотерапевт
Уважаемый Андрей! Отвечаю на ваши вопросы по пунктам:
1. На шизофрению это не похоже. Бреда у Вас нет, так как сохранено критическое отношение к своему состоянию.
2. Навязчивые мысли по поводу собственной вины Вас преследуют потому же, почему и все остальное - невроз без адекватного лечения обрастает новой симптоматикой.
3. Мозг не работает против Вас, просто он уже не знает, как Вас защитить, т. к. любая невротическая реакция изначально направлена на защиту индивидуума от агрессии внешнего мира. Изменить это можно, объяснив мозгу, что в такой интенсивной защите вы больше не нуждаетесь (психотерапевт выступит в качестве переводчика).
4. По моему мнению у вас обсессивно-компульсивное расстройство, но диагноз ставится только на очной консультации, в любом случае Ваше заболевание находится в рамках невроза, и это излечимо.
5. Необходимо комплексное лечение, основную роль в котором будет играть психотерапия, при необходимости с присоединением лекарственных средств. Для этого необходимо обратиться к врачу-психотерапевту.
6. Настоятельно рекомендую закончить самостоятельное чтение психологической литературы и интернет-общение с различными специалистами. Это лишь будет провоцировать новые навязчивые страхи. Вам сможет помочь только врач-психотерапевт при условии ОЧНОГО обращения и последующего лечения под его контролем.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте Андрей.При терапии тревожных расстройств (а именно о нем Вы сейчас и пишете), применяются два основных метода лечения: лекарственное (при необходимости такового) и психотерапевтическое.
Лекарственная терапия - проводится медицинскими препаратами. Основными, используемыми при лечении тревожных расстройств - являются анксиолитики (или противотревожные препараты). Возможно также, применение и мягких антидепрессантов с успокаивающим (седативным) эффектом, и других лекарств. Выбор конкретных медикаментов, для проведения лекарственного лечения, определение режима и дозировки применения лекарств, осуществляется только очным лечащим врачом. Ни в коем случае, нельзя заниматься самолечением ! Психотерапия- это способ лечения, осуществляемый - посредством психологического консультирования пациента. При лечении тревожных расстройств, психотерапия - направлена на избавление человека от различных психологических проблем (эмоциональных, личностных и т.д.), которые являются одними из основных причин, лежащих в основе этого заболевания.
Этот метод лечения, требует регулярного, как правило - еженедельного посещения врача-психотерапевта. Рекомендованным видом психотерапии, применяемым при лечении тревожных расстройств, является когнитивно-поведенческая или экзистенциальная . Это такие методы психотерапии, которые помогают пациенту, не только обнаружить, но и изменить - мысленные и поведенческие установки, лежащие в основе психических проблем человека.
Когнитивно-поведенческая психотерапия, например, обычно бывает краткосрочной, ее продолжительность составляет от 7 до 12 психотерапевтических сессий, проводимых 1 - 2 раза в неделю. Так что, не теряйте время напрасно, обращайтесь к врачу-психотерапевту в очной форме, и поскорее. Чем раньше Вы начнете работать над решением проблемы тревожного невроза, тем лучше прогноз.
Ефим Коренфельд. Врач психотерапевт, психолог
Здравствуйте, Андрей. Вам необходима работа с врачом психотерапевтом, который ответит на все вопросы и поможет Вам измениться.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Андрей.
Скорее всего, это проявление тревожного невротического расстройства. Но точный диагноз может поставить только врач психиатр-психотерапевт на очном приеме.
При комплексном подходе оно излечивается полностью. Для самого человека, его близких, собственного здоровья и жизни абсолютно никакой опасности не представляет. Лечением таких состояний занимается врач-психотерапевт. Самое важное значение в лечении невротических расстройств играет психотерапия, где человек узнает о своих причинах болезни, прорабатывает прошлые и настоящие страхи, учится расслабляться и формирует новое отношение к значимым жизненным ситуациям. При необходимости добавляется медикаментозная терапия: антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики. Немаловажную роль играет налаживание режима труда и отдыха, занятия легким спортом, общеукрепляющая терапия, закаливание, плавание, массаж.
Более подробно о лечении тревожного расстройства: http://preobrazhenie.ru/psychiatry/lechenie-trevojnogo-rasstroystva