ЗАТЯЖНАЯ ДЕПРЕССИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Здравствуйте. Заранее извиняюсь за неграмотное использование медицинской терминологии.
Женщина, 65 лет. Находится в депрессивном состоянии с августа 2016 года после смерти мужа. Симптомы - апатия, подавленное настроение, сильная бессонница, повышенный аппетит. Лечение начинали в местном психоневрологическом диспансере амбулаторно. Принимали несколько схем антидепрессантов (амитроптилин + клоназепам, ципролекс + стимулотон, кетилепт), которые к сожалению не подошли. Несколько раз были суицидальные попытки (выпить большое кол-во снотворного). Посещали сеансы психотерапевта в течение двух месяцев - безрезультатно. В январе 2017 года легли в РНПЦ Психического здоровья г. Минска, где ей успешно подобрали следующую схему: утром карбамазепин 200 мг, вечером карбамазепин 200 мг + оланзапин 10 мг + флувоксин 100 мг + сонекс (при бессонице). Выписали с положительной динамикой, которая сохранялась до апреля 2017. На данный момент опять начали проявляться все симптомы: апатия и подавленное настроение. Бессоница отсутствует. Местный врач добавил в связи с этим Грандаксин (2 т. в сутки), однако улучшения нет. Подскажите, пожалуйста, может ли на фоне приема препаратов после положительной динамики наступить ухудшение? И означает ли это то, что схему необходимо менять? Лечащий доктор рекомендует оставить схему и ждать улучшения, списывая подавленное настроение на состояние погоды и сезонные изменения. Стрессовые ситуации, которые могли бы стать причиной ухудшения отсутствуют.
Никишин Андрей Александрович. Врач-психотерапевт, Психиатр, Психолог г. Москва

Здравствуйте, лечение должен подбирать лечащий врач, что-то рекомендовать не видя пациента невозможно. Сезонность действительно может иметь место. В плане градаксина не очень понятен смысл назначения - депрессию и апатию он не лечит.
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Мария.
Т.к. причина такого состояния - смерть мужа, лечение лекарствами даст минимальный эффект. Необходима психологическая работа, нужно догоревать и принять ситуацию. Но в этом должна быть заинтересована сама женщина. Либо держать ее все время в условиях стационара для профилактики суицидального поведения. Соберитесь всеми родственниками и др значимыми для нее людьми и ведите многочисленные беседы.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.
Здравствуйте, Мария!
Для успешной борьбы с депрессией (в том числе и сезонной) - необходима комбинация всех трех составляющих современной психотерапевтической помощи: психофармакологии, психотерапии и социальной терапии. Психофармакология - остается основным методом лечения депрессий. Существует большая группа препаратов антидепрессантов. Каждый из препаратов - имеет свои показания и противопоказания. Очень часто приходится комбинировать антидепрессанты с препаратами других групп, как, например, транквилизаторами и нейролептиками. При назначении препаратов, (когда это действительно необходимо!) лечащий врач-психотерапевт или психиатр - учитывает не только особенности проявлений болезни, но и возраст больного, его пол, продолжительность заболевания, индивидуальную реакцию больного на лекарства, наличие или отсутствие других соматических заболеваний. Все это - позволяет врачу определить не только единственно верную комбинацию препаратов, но и установить дозу каждого конкретного препарата.
Психотерапевтических методик - очень много, но каждая из них основана на внимании к больному, его поддержке. Психотерапия начинается с момента знакомства врача с больным, а заканчивается лишь после окончательного выздоровления. Ошибочно представление, что только аккуратный прием лекарственных препаратов и психотерапевтические занятия - могут быстро ликвидировать депрессию. Необходимо активное участие больных в самом процессе лечения. Вначале это сложно, почти невозможно, но с каждым днем появляется все больше сил, все больше уверенности, и тогда Вы смело вступаете в борьбу.
Физические упражнения или любая физическая деятельность помогают поднять настроение, и не просто потому, что Вы отвлекаетесь от своих проблем - повышается мышечный тонус. Активные упражнения заставляют мозг высвобождать естественные вещества - эндорфины. Эти вещества вырабатываются организмом человека и по своему действию близки к антидепрессантам и нейролептикам.
Очень важно, чтобы физические упражнения максимально воздействовали на мышечный тонус. Плавая в бассейне, например, или катаясь на велосипеде, Ваши мышцы должны ощущать физическую нагрузку. И чем эти ощущения ярче, тем больше пользы для Вашего организма. Кроме того, упражнения заставляют Вас лучше относиться к себе, а когда Вы лучше относитесь к себе, то получаете новый заряд сил для дальнейшей борьбы с депрессией!
Ищите толкового и грамотного (лучше очного) врача-психотерапевта, и начинайте совместно со специалистом решать ваши проблемы, они вполне решаемы.
Доброго Вам здоровья!
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте, Мария!
Да, даже на фоне стабильного улучшения и получаемого лечения - может наступить ухудшение. Получаемое лечение требует коррекции. Если лечащий врач не может взять ситуацию под контроль - найдите возможность обратиться к другому специалисту.
Клиника Преображение. Михаил Баклушев, врач-психиатр
Здравствуйте! Может быть ухудшение состояние и на фоне приёма лекарств. Менять или не менять схему из-за этого - решается в индивидуальном порядке и зависит от длительности и выраженности ухудшения. Конечно, если длительное время сохраняется подавленное состояние необходимо вносить коррективы в лечение. Поинтересуйтесь у лечащего доктора, сколько примерно ожидать улучшения, какие дальнейшие планы, если оно не наступит, тогда я думаю, и Вам и Вашей маме будет спокойнее за счёт большей определённости.
Потехина Вероника Юрьевна. врач-психиатр
Да, даже на фоне подобранной терапии может быть ухудшение состояния. Возможно стоит сначала начать с увеличения дозировок, а не добавлять новые препараты. В любом случае, коррекция терапии - непосредственная задача лечащего врача. И, наверно не стоит ссылаться на погоду за окном.