ДОЧКА НЕ ДАЕТ СДАЧИ

добрый день. моей дочке 1 год.скоро будет 1,2.она у нас очень любвеобильная девочка, любит играть на детской площадке с другими детками. к новым деткам,чаще ровесникам подходит и пытается обнять, иногда хочет поцеловать. совсем маленькие малыши вызывают у нее умиление, она их подходит погладит, потрогать,но не бьет. скоро у нас родится еще малыш и ее поведение меня в принципе радует. к незнакомым взрослым относится с опаской, сразу хватает меня за ногу и прячется, но улыбается. как-то раз на площадку пришел мальчик поиграть, наш ровесник, он видимо не чсато играет с детками, и как-то по неосторожности ударил мою дочку, она сразу обиженно начала плакать и бежать ко мне. я ее быстро отвлекла и на этом всё. в след раз он уже как-то осознанно ее ударил палкой по голове, она хотела у него взять какую-то игрушку... и снова слезы..вопрос в том,как научить дочь защищаться?или давать сдачи?ведь ей скоро в садик и там она не сможет найти моей защиты.не хочется, чтоб дочка росла такой слабой и беззащитной. на контакт идет хорошо,бывают детки намного стеснительнее,никогда не сидит возле меня,всегда играет самостоятельно на улице.дома конечно же от меня не отходит (всегда играет только в той комнате,где я). есть ли у нас проблема и как ее решить?я думаю,что как-то стоит научить дочку давать отпор обидчикам, но не хочется порождать в ней агрессию...надеюсь всё правильно и понятно объяснила.заранее спасибо
Кузнецова Юлия Владимировна. Нейропсихолог, психолог. г.Москва

Здравствуйте, Ольга! Мне кажется, что учить давать отпор в таком нежном возрасте не стоит, малыш еще не в состоянии правильно оценить ситуацию, где нужно дать отпор, а где нет. Готовы ли Вы к разборкам с родителями пострадавших? Тем более что в садике она это быстро освоит на примере своих "коллег".Но именно в этом возрасте у ребенка зарождается основы доверия к миру, закладываются стереотипы реагирования. И какой ребенок будет впоследствии, зависит от прохождения этого периода. Учите лучше дочку ладить с окружающими. Что же касается мальчика с его игрушками... В этом возрасте все дети собственники. Учите дочку спрашивать разрешения взять чужую игрушку. (Я не говорю, что мальчик прав. Я говорю лишь о том, как ВАМ предупредить подобные конфликты)
9n9n. no
Ольга, добрый день! Научить давать сдачи - это еще пол беды. Согласна с коллегой - важно объяснить разницу, когда можно применять силу и в каком количестве. Для годика действительно рановато учить давать сдачи, но позже стоит объяснить, как себя вести в случае, если обижают. До садика время есть, так что Вы вполне сможете научиться премудростям взаимодействия с окружающими. Кстати, лучше всего с этой ролью справляются папы - они быстро объясняют детям, как себя надо вести в той или иной ситуации
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или Макс. Комментарии форума не читаю. В полемику не вступаю.
Все приходит с опытом. Рано или поздно, ваша малышка усвоит уроки, которые ей преподносит жизнь, и у нее тоже появится возможность постоять за себя.