ДЕПРЕССИЯ

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста что не так, что обсудить с врачом?!
Женщина 56 лет, F32. Раз в год - два повторяется большой депрессивный эпизод с симптомами: бред, самобичевание, тревога, сомнения, торможение, бессонница. Помогает амитриптилин + клопиксол 2 мг. Последние 2 эпизода при первых симптомах назначен только клопиксол 2 мг (начинается с навязчивых мыслей, страха, переживаний). И быстро наступала ремиссия. Месяц приема и все. В этот раз случился стресс, плюс сильно переболела ковид - наверно все это и стало запуском, постепенно тревога, плаксивость, переживания, страх, сомнения и снова эпизод. Так как лечащего врача больше нет на месте. С карты Назначили только клопиксол 4 мг, но и предлагали амитриптилин. Для сна ничего не выписали. Уже три месяца приема: состояние качели - лучше, хуже, совсем хорошо - откат. Почему так происходит? Много побочек, прибитость. Сильная апатия, отсутствие интереса. Но если становится лучше - то состояние здоровой, и Легкой апатии. Лицо то скованно, то нет. Очень устала от таких колебаний. Снизили до 2 мг, стало лучше, меньше побочек. Но появилась тревога, паника, зацикленность на бессоннице, беспокойство, невозможно усидеть на месте. Недостаточно дозировки? Прикрытия не выписали. Из того что есть: адаптол, фенибут, триптофан, зопиклон. От четверти зопиклона приходит здоровое состояние, как это происходит? Снимаются побочки и проявляется реальное состояние? Или снимаются симптомы депрессии и побочки? Подскажите как быть? Что добавить? Почему такие колебания в состоянии. Они всегда так при каждом эпизоде. Можно ли выйти из депрессии на одном клопиксол? Спасибо!
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или Макс. Комментарии форума не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте!
Попробую ответить на ваши вопросы в том порядке, как вы их сформулировали в своем письме.
Почему происходят колебания в состоянии при использовании клопиксола и амитриптилина, а также после их отмены или снижения дозировки?
- При депрессивных состояниях возможны "микроэмоциональные колебания", которые усугубляются стрессами, инфекциями (например, ковидом), и реакциями на лекарства. Амитриптилин - трициклик, обладающий выраженным предупредительным эффектом, но его эффективность зависит от дозировки и индивидуальной реакции. Клопиксол (хлорпротиксен) - нейролептик, который помогает снижать тревогу, навязчивые мысли, бредовые идеи, но при этом может вызывать побочные эффекты, такие как скованность и апатия. Ваша динамика - "то лучше, то хуже" - типична скорее для биполярных или депрессивных эпизодов с психотическими компонентами, либо она проявляется на фоне нестабильной и недостаточной терапии. Эти колебания могут быть вызваны недостаточной дозой, неправильным сочетанием препаратов, стрессом или физическим состоянием (переболели ковидом). А такие симптомы как апатия и скованность, могут быть и побочными эффектами ваших лекарств, и проявлением самого вашего заболевания.
Почему состояние ухудшается или колеблется при снижении дозировки клопиксола до 2 мг?
- Дозировка клопиксола и амитриптилина должна подбираться индивидуально. В вашем случае снижение до 2 мг клопиксола, судя по всему, уменьшает побочные эффекты, но возможно, недостаточно для контроля симптомов. Высокие дозы (например, 4 мг) могут лучше стабилизировать состояние, но при этом усиливать побочные эффекты, такие как лицевое скованность, апатия, прибитость. При снижении дозы симптомы тревоги и зацикленности могут усиливаться, так как терапевтический эффект снижается. Психотические и депрессивные эпизоды требуют стабильного и адекватного медикаментозного лечения. Колебания в состоянии могут быть связаны с недостаточной терапевтической дозой или неправильным соотношением препаратов.
Почему появляется сильная апатия, отсутствие интереса, прибитость, и как с этим бороться?
- Эти симптомы могут быть как проявлением депрессии, так и побочными эффектами лекарств (особенно амитриптилина и нейролептиков). Апатия - один из ключевых симптомов тяжелых депрессивных состояний. Побочные эффекты антипсихотиков и трициклических антидепрессантов (амитриптилина) включают сонливость, снижение мотивации, скованность. Необходимо с врачом пересмотреть назначенные лекарственные препараты. Возможно, что придется заменить или дополнить схему другими препаратами. Включить в нее препараты повышающие уровень энергии и мотивацию, например, бупропион (если нет противопоказаний), или рассмотреть варианты немедикаментозной терапии (когнитивно-поведенческая терапия). Поэтому необходимо все же обратиться к вашему лечащему врачу для оценки необходимости коррекции проводимой вам терапии.
Почему возникает сильная тревога, паника, зацикленность на бессоннице, невозможность усидеть на месте?
- Это типичные симптомы тревожных расстройств и депрессивных эпизодов. Они могут быть и побочными эффектами (амитриптилин может иногда усиливать тревожность). Недостаточная доза или неправильный подбор терапии может привести к тому, что тревога не снимается. Необходимо принимать препараты-анксиолитики снижающие тревогу (бромазепам или алпразолам), но только под контролем врача. Рассмотреть стоит и немедикаментозные методы: психотерапию, дыхательные упражнения, ту же релаксацию.
Почему зопиклон помогает достигать "здорового" состояния, и что происходит при этом?
- Зопиклон - снотворное, которое действует коротко и быстро. Его эффект связан с уменьшением симптомов бессонницы, что способствует улучшению общего состояния. Он лишь на время снимает симптомы, связанные с нарушением сна, а также уменьшает тревогу, связанную с невозможностью уснуть. Эффект зопиклона - это симптоматическая помощь, которая снимает проявления (бессонницу), а не лечит основное заболевание. После приема зопиклона ощущается улучшение "чувства себя", потому что сон восстановлен. Но его побочные эффекты (апатия, спутанность) могут возникнуть при длительном его использовании.
Можно ли выйти из депрессии на одних нейролептиках или клопиксоле?
- Депрессия достаточно сложное расстройство, требующее комплексного подхода. Одних нейролептиков недостаточно для полноценного лечения депрессии. Они могут помочь при психотических симптомах или при тревоге, но не являются монотерапией депрессивных эпизодов. Наиболее эффективными препаратами считаются антидепрессанты СИОЗС. Иногда, при наличии психотических симптомов, их сочетают с нейролептиками. Но выход из депрессии без антидепрессантов маловероятен.
В вашем случае, лучше и правильнее использовать исключительно комплексную терапию: антидепрессанты, психотерапию, изменение образа жизни!
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Похоже, данная медикаментозная терапия больше не подходит больной. Нужно ее менять.
При депрессивных расстройствах нужно добавлять психотерапию.