ВОПРОС О ЗДОРОВЬЕ ИСТОВО ВЕРУЮЩИХ

Здравствуйте. Где в вопросах религии грань, переступив которую человек считается сумасшедшим? ортодоксальные христиане, например, вроде сумасшедшими не считаются, но у них же есть и навязчивая идея, и бред? идея идее рознь, это понятно... но если я вдруг скажу, что некие высшие силы велят мне поступать согласно своду правил (не обязательно социально приемлемому ), начну ритуально поклоняться этим силам и считать некоторые свои мысли навязанными этими силами - загребут же в психбольницу, и оправдаться не дадут. Этот вопрос для меня важен, так как я действительно хочу верить в высшие силы, ведь это так здорово - иметь могущественного покровителя, шанс на приятную загробную жизнь...) но следовать официально одобренным курсам, нужным лишь для того, чтобы управлять внушаемыми людьми - гордость не позволяет. Но хочется))) я даже приняла бы таблетки для вызывания веры (как в каком-то рассказе, где священник дал такие таблетки множеству людей и племяннику атеисту, а потом почитал книги из библиотеки племянника, и пожалел, что оболванил столько людей)
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в Telegram или Макс. Комментарии не читаю. В полемику не вступаю.

Здравствуйте Александр!
На самом деле, Вы задаете очень сложный вопрос, даже - где то философский.
Этот вопрос так субъективен по своей сути, что мне кажется - ни один священник, ни один врач, не диагносцирует эту грань с определенной легкостью. Разве кто то из нас, научился разделять болезнь души и сознания?
И поэтому, в этом вопросе - каждый определяет эту грань, в меру своей совести и ответственности перед обществом.
Врачи врачуют своё, священники свое, а пациентом у них - может быть один и тот же человек, одна болезнь. Например приходской батюшка, считает алкоголизм бесноватостью, медицина болезнью, а рядовые люди - дурной привычкой. Как отличишь!
Смирнов Сергей Николаевич. врач психотерапевт-психиатр, Москва.
Саша, это очень сложный вопрос. У психиатров существует по этому поводу много мнений. Тем не менее, у психических расстройств есть своя, особая симптоматика. Психиатру совершенно не важно, каково содержание бреда: религиозное или нет. Главное, есть он или нет.
Еще сложнее вопрос о мистических переживаниях конкретной личности. Здесь мы, психиатры, прежде всего, оцениваем, насколько мистические переживания и убеждения человека способны вторгаться в его реальность, в его повседневное и обыденное бытование, насколько они деформируют и изменяют его жизнь.
Об этих вопросах думали и размышляли многие философы, психиатры и психологи. Среди них - Карл Ясперс, Владимир Бехтерев, Виктор Франкл, Мартин Бубер и многие другие.
Об этом в своих статьях и книгах размышляет и известный отечественный психиатр и философ Сергей Анатольевич Белорусов. Прочтите вот эту его статью. Из нее понятно, насколько сложной и неоднозначной является затронутая в Вашем письме тема.
Привожу из этой статьи цитату: "Православный психиатр и психоаналитик Игорь Карузо, бывший вдохновителем «Венского кружка» психологов, в своей книге «Экзистенциальная психология» пишет: «Современная психология это даже не столько психология без души, сколько психология без человека. Нет смысла противопоставлять медицину и религию. Можно выполнять Божию волю, выписывая таблетки, так же как и уклоняться от Нее, молясь. Каждая болезнь должна быть диагностирована двояко: с позиций природы — ее причины и «духовной диагностики» — что хочет сказать Бог человеку через эту болезнь. Религиозное значение психотерапии в том, что она представляет собой путь от жизненной ереси невроза к жизни — православию. Существует несколько правил на этом пути, понять которые просто, выполнить — тяжело. Первое правило научиться молчать. Второе — говорить лишь то, что в высшей степени истинно. Задача психотерапии — восстановление иерархии ценностей посредством которых человек открывается навстречу абсолютным ценностям. Жизнь как ересь — это принятие относительных ценностей в качестве абсолютных. Этапы трансценденции человека происходят в соответствии с категориями Киркегарда: эстетические — на уровне ощущений, этические — на уровне моральных суждений и религиозные — здесь ведущим является узнавание личностного Бога. Этим путем происходит динамика всех черт характера. Психологической предпосылкой невроза является желание противоположных вещей, быть не в состоянии выбрать. Невроз — это всегда попытка «не решать», оставлять запасной путь, удовлетворить, пусть даже символически, несовместимые желания. К неврозу приводит дилемма «или/или»: когда праведный флиртует со злом или нечестивый пытается полакомиться чем-то добрым. Неприятные симптомы невроза можно рассматривать как само-наказание за вину. Не каждая вина приводит к неврозу, лишь та, которая отрицается. Часто невротик упрекает себя в маловажном, отрицая существенное. Так проявляется отождествление себя с Я-Идеалом, свидетельство гордости. Жажда переживаний заставляет невротика бежать от себя, но это бегство также и от Бога. Паскаль говорил, что играющий ангела, часто становится в финале монстром. Ад в притче из романа «Братья Карамазовы» заполнен людьми, которые хорошо умели различать добро и зло. Невроз является объективизацией, в смысле понятия введенного Бердяевым, когда теряется «мы» и ближний становится «другим» или объектом. Поэтому единственный психиатрический метод лечения — ориентация к Абсолюту». (выделение текста - моё).
Так что, решайте сами, Александра.
Артем Валерьевич Вичкапов. врач-психотерапевт, к.м.н., психиатр-психотерапевт высшей категории, когнитивно-поведенческий терапевт - г.Москва
если я вдруг скажу, что некие высшие силы велят мне поступать согласно своду правил (не обязательно социально приемлемому ), начну ритуально поклоняться этим силам и считать некоторые свои мысли навязанными этими силами - загребут же в психбольницу, и оправдаться не дадут.
Уважаемый Саша!
Не загребут, покуда не будет показаний, здесь та грань, о которой идет речь, достаточно ясна и определена законом - поведение, опасное для окружающих или самого себя. А что насчет диагноза как такового, только неквалифицированный психиатр может посчитать психическим расстройством сверхценную идею, психические заболевания представляют из себя сложный комплекс проявлений.
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Я не философ и не священослужитель, чтобы обсуждать эту тематику. Я - врач и, как в том анекдоте:
- Что Вы можете делать?
- Могу лечить.
- А еще что можете?
- Могу не лечить.
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Здравствуйте, Саша!
Вера в "высшие силы" и "бред" - разные вещи. Мое убеждение таково: без веры человеку не прожить, поскольку Вера дает Смысл.