НАРУШЕНИЕ СНА

Здравствуйте доктора! Моя проблема в нарушении сна. Попытаюсь описать ситуацию.
С самого детства страдал неврозом, который с годами прогрессировал. Беспокоила тревога, головные боли, повышение АД, панические атаки, Обсессивно-компульсивное расстройство (проверка порядка местонахождения вещей), алекситимия, перфекционизм, низкая социальная адаптация – целый букет. В 80-ые гг. неврологи сами не знали какой ставить диагноз: невроз или как сейчас называют расстройство аутического спектра. Остановились на неврозе, правда, нормального лечения в те времена не получил. С годами становилось хуже. Пять лет назад обратился за помощью к психотерапевту и в течении четырех последующих лет посещал его. Лечение из легких антидепрессантов не помогло, но был эффект от психотерапии. Состояние медленно, но улучшалось: пару лет не было панических атак, безосновательная тревога практически сошла на нет, стал немного более общителен, да и в целом состояние улучшилось. Уже длительное время не посещаю врача по личным и материальным проблемам. В моей жизни сейчас началась черная полоса, очень много серьезных проблем выпало за раз и я пытаюсь их разрешить. Я не впадаю в панику и здраво смотрю на вещи, но видимо нервной системе не прикажешь. С этих пор у меня и появилось нарушение сна и опять участились головные боли: я могу очень долго бодрствовать до 24 часов, причем не чувствуя сна и усталости, но когда я все-таки засыпаю, причем не важно во сколько, то сплю по 12-13 часов. Если сплю меньше 10 часов, то чувствую страшную усталость, вялость и разбитость. Эти интервалы бодрствования или сна не зависят от того времени, во сколько я проснулся или лег спать. На данный момент я не могу посетить врача, а снотворные продают только по рецепту. Валерьянка или Корвалол не помогают. Каждодневные вечерние прогулки на свежем воздухе тоже не помогают. Из-за этого нарушения сна часто появляется озлобленность, к тому же нет возможности нормально планировать дела на день. Хотел спросить вашего совета, что можно принять из доступных средств или смириться и ждать пока я не «разрулю» все свои проблемы? Можно ли самостоятельно нормализовать сон? Такое ощущение, что тревога где-то подсознательно, т.к. я ее не ощущаю в привычном смысле. Спасибо за ответы!
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте Евгений.
Действительно, существуют состояния, которые обусловлены изменениями как нервной регуляции, так и высших психических функций. Такие болезни называют "пограничными", и прерогатива их лечения принадлежит как неврологам, так и психотерапевтам - в равной степени.
Чаще всего пограничные расстройства (или заболевания нервной системы) имеют две особенности. Во-первых, они возникают под действием внешних стрессовых факторов. Во-вторых, такие состояния приводят к изменениям психики. Кроме этого, лечение расстройств нервной системы почти всегда включает в себя применение психотропных препаратов.
Показательным примером такого расстройств пограничной природы, как раз и может служить бессонница (нарушение сна).
Бессонница может быть классифицирована по определенным признакам. Принято делить это болезненное состояние на три вида:
- Пресомния (или сложность засыпания). О пресомнии можно говорить в том случае, если человеку необходимо более 30-40 минут для того, чтобы уснуть (нормальное время засыпания – до 10 минут),
- Постсомния (или невозможность нормальной жизнедеятельности после окончания сна). Такое состояние возникает даже при нормальной продолжительности сна. Образно его иногда называют «сонным опьянением», (и это как раз ваш случай!),
- Инсомния (собственно «бессонница»). Если при нормальной продолжительности сна (7-8 часов) больной не ощущает себя отдохнувшим, у пациента диагносцируют инсомнию. В эту же категорию, как правило и относят любые неврологические и психические расстройства, одновременно затрудняющие и засыпание, и пробуждение.
Причины постсомнии, как и всех пограничных состояний, разнообразны. Неврозы, психоэмоциональные стрессы, психотравмы и многие соматические заболевания, вполне могут являться причиной нарушения ритма сна и бодрствования.
В любом случае, вне зависимости от причины, диагноз нарушения сна устанавливается, если пациент указывает на это нарушения сна на протяжении месяца, минимум - трижды в неделю. Постсомнию, как и вообще любое нарушение сна - нельзя воспринимать как нормальную реакцию на стресс или усталость, ее нужно лечить.
Пограничные расстройства, очень часто требуют назначения дневных транквилизаторов. Но если придерживаться ряда условий, можно обойтись без этого.
Например, засыпание в темноте стимулирует в мозгу выброс мелатонина, естественного снотворного. Очевидна необходимость исключения приема перед сном веществ наподобие кофеина и танина, соблюдения рационального режима бодрствования и физической активности.
Сон - важнейший метод саморегуляции, и он необходим головному мозгу - для нормализации аналитической деятельности и экономии энергии, а психика человека - способна восстанавливаться только во сне, когда раздражители воспринимаются значительно слабее и исчезает необходимость напряжения когнитивных систем.
Состояния, сопровождающиеся нарушениями сна, рассматриваются как достаточно тяжелые для больных неврологические расстройства, серьезно нарушающие их жизнедеятельность. Принципиально важно поддерживать время сна на должном уровне и своевременно корректировать его нарушения, обратившись к врачу неврологу-сомнологу или врачу-психотерапевту, для проведения комплексного клинического обследования, в том числе, и вспомогательными аппаратно-инструментальными методами, и назначения квалифицированного и эффективного лечения.
Потехина Вероника Юрьевна. врач-психиатр
Попробуйте попринимать растительные антидепрессанты на основе зверобоя, они продаются в аптеках без рецепта ( гелариум, негрустин ).
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Посмотрите эту информацию по ЛЕЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СНА..
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Евгений.
Бессонница может быть проявлением неврологического, психиатрического или общесоматического заболевания. И проявляться как отдельное явление. Так же бессонница возникает на фоне прошлой алкоголизации, употребления наркотиков, на фоне приема некоторых лекарственных препаратов и стресса. После установления основного диагноза проводят лечение медикаментозными препаратами и психотерапию. Для выявления причины данного явления необходимо пройти консультации врачей: невролога, психиатра-психотерапевта и терапевта. И следовать назначенным рекомендациям. Более подробно о лечении бессонницы: http://preobrazhenie.ru/psychiatry/lechenie-bessonnicy