НАВЯЗЧИВЫЙ СТРАХ

Добрый день,
Очень требуется ваш совет.
Заранее прошу прощения за то, что пришлось так много написать, но я постарался по минимуму.
Собственно, у меня около года уже присутствует страх заболеть шизофренией. Не буду рассусоливать, вот основные факты из моей биографии:
Примерно в 2006 году у меня начались панические атаки (выброс адреналина, как перед дракой, ощущение того, что едет крыша, боязнь потерять контроль над собой и т.д.). В течение года я пытался с помощью НЛП вылечиться, сеансы, два раза лежал в ПНД в отделении неврозов. Но не помогло. В конце концов, я обратился к гештальт-терапевту и он за несколько месяцев меня поставил на ноги.
Затем были 5 лет обычной жизни молодого человека, все было как обычно, весело и не очень, в общем, жизнь как она есть.
В 2011 году, зимой, со мной случилась странная история: я как-то шел по улице и передо мной шла женщина. Она на меня пару раз оглянулась. Ну и все, собственно. Но почему то мне эта ситуация запала в голову. Дело в том, что я спортсмен, тяжелоатлет, высокий и здоровый. И мне подумалось вдруг, что я ее напугал, типа, за ней иду. И началось.... Постепенно я каждый день придумывал себе, что я кого-то пугаю. Я понимаю, что это звучит, как БРЕД сивой кобылы, но я не знаю как иначе это написать. Через пару месяцев я уже стабильно выходил из дома и ловил на себе взгляды «якобы» испуганных людей, или мне казалось, что я кого то прeследую, или вдруг с кем то что то случится, а меня обвинят и т. д. Потом к этому же прибавилось и то, что мне начало казаться, что за мной может кто-то следить. Короче, безобидная мысль вылилась в полный кошмар. Я себе сто тысяч раз говорил, что это курам на смех, что этого в принципе не может быть, но выгнать эти мысли я не мог: у меня в голове прокручивались какие то дикие, киношные сценарии, как ужасно может закончится беглый взгляд, брошенный на меня случайным прохожим, и все. Меня начинало трясти просто от страха, внутренне конечно.
Ну и вот, я, здоровый половозрелый мужик, промучился, как пенсионер несколько месяцев и понял, что качество жизни резко упало и надо обращаться за помощью. Я пошел к тому же психотерапевту, который мне помог с ПА, но через несколько бесплодных недель занятий, он мне вдруг советует обратиться к психиатру. И тут я просто упал духом, тут я впервые испугался, что со мной что-то серьезное в психическом плане. Я в тот же вечер залез в интернет, начитался про шизофрению и просто сник. Кроме бреда, все так или иначе ко мне подходило: и вроде я немного отупел, и слова с запинками произношу, и память не такая как раньше. Короче, я обратился в ПНД и там нашел хорошего психиатра. Пошел к нему, все рассказал, она мне сообщила, что у меня заболевание, и его надо лечить. Я спросил, какое. Она сказала, что либо фобический невроз, либо тревожно-депрессивный синдром, или что-то вроде этого. Мне было главное, что не шизофрения. Выписала антидепрессант и нейролептик (Велаксин — 150мг с утра, Солиан — 50мг с утра, Нейромультивит или мультивитамины — с утра ). Я вышел приободренный, попил несколько месяцев, но страхи вернулись: а вдруг она ошиблась, и т. д. Опять полез на форумы, начитался, мне начало казаться, что и мысли у меня чужие и прочая ерунда. Начал прислушиваться к голосам за окном, проверять, а реально ли есть звуки или это у меня глюки, и т. д. и т. п. В общем, понимаю, что ерунда все, сам накрутил, но ужасно страшно было все равно и внутренний голос любезно сообщал, что доктор тоже человек и может ошибаться. Кончилось тем, что пошел опять к ней и она мне выписала направление на стационар в ПНД, в отделение неврозов. Там я пролежил месяц, мне давали мои же таблетки, т. к. стационарные были дешевые и с побочками, мне там один врач так и сказал: лучше свои купите. Врачи моложе меня пацаны, в общем там ничего не изменилось кроме того, что мне там лечащий врач сказал, что у меня нет шизофрении, нет и не будет. Там же я впервые столкнулся с депрессией, когда все обессмысливалось, не было радости от привычных дел и поступков, я не мог смотреть в будущее, думал о суициде и т. д. Очень страшно это оказалось, когда отдых в любимом доме, например, или привычное приятное занятие, это просто последовательность действий, лишенная эмоциональной окраски. В ПНД мне поставили тревожно-депрессивный синдром средней тяжести. Однако, после этого ПНД я ничуть не успокоился, наоборот, мне казалось, что депрессия — это тоже признак того, что со мной происходят необратимые изменения.
Я насел на психиатра, и она меня направила к медицинскому психологу, где я прошел многочисленные тесты на эмоции, настроение и Бог знает, что еще. По их результатам она мне сказала, что того, чего я боюсь у меня нет, а есть депрессия. Ну я, конечно, могу ошибаться в формулировке диагноза, просто я тогда ловил ухом только слово «шизофрения». Короче, после сдачи тестов я неделю ходил с прекрасным настроением, т. к. ТАКОЕ количество врачей и даже тесты не могут ошибаться. Однако, потом все равно внутри где-то шевельнулся червячок сомнения, и я опять полез вычитывать в интернет...
Чем все закончилось — ясно.
И вот год этим летом будет, как я пью антидепрессант и нейролептик в назначенной дозе. Периодически мне легче и я радостно понимаю, что у меня просто невроз, который никак не может перетечь в шизофрению. Тем более, я его лечу у психиатра. И вроде депрессия поотпустила, не так тяжко все. Фобии мои о преследованиях, к великому счастью, почти бесследно прошли, т. к. я понял, что это просто жизнь, и кого-то можно напугать, кого-то наоборот обрадовать и т. п. Наверно, это действуют таблетки, но уж почти год, что ж так долго то лечится все это?
Однако, мысли, о том, что я не такой как все постоянно меня посещают. То я ловлю себя на мысли, что запинаюсь и не могу подобрать нужных слов, то я начинаю придумывать, что я это не я, начитавшись про это в интернет форумах, то жду, что появятся «голоса» в голове и вот тогда все, конец.... и т. д. С недавнего времени, примерно месяц, у меня возникает писк в ухе, высокочастотный, длится примерно 10 секунд и уходит, пару раз в день. Я начитался про тиннитус и про то, что он может быть симптомом шизы,..
Я понимаю, что это все нелогично, что мои страхи необоснованны, но поделать ничего не могу. У меня в жизни семья, любимая работа, спорт, а я вместо того, чтобы всем этим наслаждаться, хожу по врачам, как старая развалина...
Я понимаю, что все решается очно, и сам ратую за советы «вживую», однако, у меня есть специалисты, как я уже писал, и я к ним хожу, но что со мной, я не понимаю. Всегда в голове это ужасное «а вдруг..?».
Ну и, наконец, вопрос. Я постарался все написать, чтобы было побольше информации у вас.
Как вы полагаете, действительно ли я вписываюсь в клиническую картину невроза и шизофрения мне не грозит? Не долго ли тянется мое лечение, т. к. почти год уже пью антидепрессант и нейролептик..? Пью, как назначено и самые хорошие, специально подбирали мне (Велаксин — 150мг с утра, Солиан — 50мг с утра, Нейромультивит или мультивитамины — с утра).
Заранее спасибо за ответ и терпение.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте, Аристарх! Вы описываете проявления тревожного расстройства - одной из форм невроза. Вы должны понять и ориентироваться на следующее: основой решения подобных проблем является психотерапия. Медикаменты могут применяться, но они играют вспомогательную роль. В Вашем описании полноценно проведенная психотерапия - отсутствует, по крайней мере на сегодняшний день. Ищите толкового врача-психотерапевта и работайте с ним над изменением себя и своего отношения к страхам и тревогам. Без этой работы Вы еще долго не разберетесь в ситуации и не решите ее!
Кирилл Иванович Секацкий. врач-психиатр, психотерапевт
Здравствуйте, Аристарх.
Невроз, протекающий с навязчивостями (а у Вас именно эта проблема) может довольно сильно утомлять.
Я, опираясь на опыт работы с пациентами, имевшими такую же проблему, как у Вас, могу посоветовать, во-первых, читать классиков литературы, а книжки по психиатрии оставить для прочтения психиатрам. Во-вторых, могу посоветовать Вам для прочтения статью, в которой говорится о способах самопомощи при навязчивых страхах. И, в третьих, поищите психотерапевта, с которым Вы сможете работать психотерапевтически.
Далеко не каждый специалист умеет работать с навязчивостями, однако, психотерапевтическая работа в таких случаях возможна.
Смирнов Сергей Николаевич. врач психотерапевт-психиатр, Москва.
Согласен с коллегами. Для тревожного расстройства весьма характерны трансформации невротических симптомов. То на первый план выходят страхи и панические атаки, то навязчивые мысли, то невротическая псевдопаранойя. Это как у Пабло Пикассо: то у него был розовый период, то голубой, то кубизм, то супрематизм... Надо искать грамотного и компетентного психотерапевта. Вероятно, что Вы работали не с врачом-психотерапевтом, а с психологом, который нескромно называл себя психотерапевтом. У нас, в России, психотерапевт - это врачебная специальность, являющаяся субспециальностью психиатрии. Ориентируйтесь на это при выборе специалиста.
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации в чате Telegram или в МАКС. Комментарии форума не читаю и в полемику невесть с кем не вступаю.

Здравствуйте Аристарх!Тревожное расстройство - это либо адаптивное расстройство, когда тревога развивается как следствие трудностей приспособления к конкретной стрессовой ситуации, либо генерализованное тревожное расстройство, когда недифференцированная тревога, беспокойство, страх, волнение, неприятные предчувствия, мышечная напряженность и даже кратковременный ступор, сопровождающийся сердцебиением, одышкой, дрожью, чувством комка в горле и т.д. вызываются практически при любых новых жизненных ситуациях.
Лечить тревожное расстройство можно и нужно. Прежде всего эффективна рациональная психотерапия, когда врач-психотерапевт может помочь человеку разобраться в причинах, которые провоцируют то или иное тревожное расстройство и с помощью рациональных убеждений научить с ними справляться. Хорошими помощниками здесь могут стать применяемые методы релаксации, медитации, аутогенной тренировки. Врачом могут быть назначены некоторые безопасные и эффективные медицинские препараты, направленные на устранение симптомов тревоги, мышечного напряжения, бессонницы.