РЕЦИДИВ НЕВРОЗА

Здравствуйте. Проблема такая: обучаюсь в вузе, учусь довольно неплохо. Три недели назад почувствовала себя плохо на паре (заболел живот), пришлось уйти, несмотря на то что была еще одна пара. С тех пор боюсь идти на занятия, боюсь, что снова поплохеет. Пропустила уже много. Причем, утром чувствую себя очень плохо: живот болит, сердце колотится, и кружится голова - в итоге, я остаюсь дома; а спустя какое-то время, буквально через пару часов, все нормализуется. Но такое бывает не всегда. Зачастую мне плохо весь день, и я практически ничего не могу сделать по-человечески. Но тем не менее, я не могу себя пересилить и пойти на учебу. Задания выполняю исправно, но уже нахватала долгов. Стоит посмотреть свою успеваемость на вузовском сайте - сразу паршиво становится. С преподавателями отношения более-менее нормальные.
Я понимаю, что все свои долги сдать могу, что все могу исправить, но чувство тревоги все равно не проходит.
Такая история происходит уже не в первый раз. В школе тоже были такие проблемы. Последние два года получилась на домашнем обучении (из-за этого надо мной издевались преподаватели, которые были уверенны, что я симулирую и ленюсь, хотя до этого была отличницей, участвовала в серьезных олимпиадах и занимала призовые места; но стоило мне заболеть, никакой поддержки от них я не получила, только упреки и издевки. Про сверстников вообще говорить не стоит).
В тот раз все начиналось точно так же - на уроке обж стало плохо, начала кружиться голова, я почти упала в обморок, но преподаватель даже не отвела меня в медпункт, она просто игнорировала то, что я пыталась отпроситься. Соседка по парте заметила и сама меня отвела, когда я уже идти нормально не могла (учительница потом еще и наехала на нас за то, что самовольно ушли). В медпункте измерили давление (50/30), сделали укол, дали немного отсидеться и отправили на уроки.
После этого случая начались панические атаки, страх смерти, депрессия, начал беспокоить целый список вегетативных нарушений (больше всего беспокоили головокружения и тахикардия), появились социофобия и агорафобия, ипохондрия (постоянно боялась, что врачи что-то упускают, а у меня тем временем развивается какая-нибудь страшная болезнь), страх сойти с ума (который потом ухудшился из-за приступов деперсонализации/дереализации и постоянных дежавю), ухудшились отношения с окружением, родители тоже долгое время говорили мне, что я сама себя накручиваю, и у меня все на самом деле хорошо.
Несколько раз лежала в больницах, но врачи все списывали на переходный возраст и лень. Ставили диагнозы ВСД, остеохондроз, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит, паразиты (которых в итоге не обнаружилось). Лечили соответственно: витамины, диета, лекарства для печени и так далее.
К психологу я попала в первый раз только спустя полтора года, когда родители уже не знали, что со мной делать: я не выходила из дома, постоянно плакала, панические атаки были чуть ли не по несколько раз за день, не могла оставаться одна. До этого сама перечитала море информации в интернете, поняла, что у меня проблемы на психическом уровне, пыталась как-то сама справиться, но успехов особых не было.
В конечном счете, занятия у психолога + курс массажа + лекарства (невролог выписал атаракс (25 мг) - половинку таблетки утром и днем и целую на ночь; и цитофлавин - по одной таблетке утром и вечером) меня поставили на ноги ближе у выпускным экзаменам.
Окончательный диагноз: тревожно-депрессивное расстройство, ВСД.
До настоящего момента были единичные приступы, но они проходили без лекарств.
Сейчас же история будто повторяется. Я начала курс тех же таблеток, занимаюсь теми же техниками, которые показал психолог, сама занимаюсь лфк, но эффекта никакого. На носу сессия, курсовая и прочие радости, а я не могу сосредоточиться на материале и почти не хожу на занятия, боюсь, что меня опять будут осуждать, не могу даже с друзьями общаться, и с родителями отношения портятся, так как они ждут результата, а я опять «расклеилась» на пустом месте, стоит мне им сказать, что я плохо себя чувствую, начинаются упреки, «а кому сейчас легко» и «ты просто слабая, и я очень сомневаюсь, что ты сможешь получить диплом». К слову, живу отдельно от них, в другом городе, учусь на издателя.
Даже сейчас, пока я это пишу, в голове мысль, что врачи решат, что я просто лентяйка и просто занимаюсь ерундой.
Не знаю, что с этим делать.
Боюсь опять увязнуть в этом.
Соболь Андрей Аркадьевич. Врач-психиатр, психотерапевт - г. Донецк.
Здравствуйте, Елизавета!
Диагноза "всд" не существует! Ваши тревоги имеют невротическую природу. Речь идёт о ТРЕВОЖНОМ РАССТРОЙСТВЕ - неврозе. Диагностикой и лечением этих расстройств занимаются врачи-психотерапевты. При выборе специалиста ориентируйтесь на то, чтобы основной упор в лечении делался на психотерапию, а не медикаменты. Никакие препараты не изменят Ваши мысли и Ваше отношения к ним. Это можно сделать только с помощью психотерапии. Медикаменты могут применяться, но они играют вспомогательную роль в лечении. Настоятельно рекомендую ориентироваться на это при выборе специалиста. Ждать, пока пройдет само - можно, но это очень неприятно и снижает качество жизни, мешает жить спокойно и счастливо. Проблема невроза решаема – знайте это и помните об этом!!!
Психотерапевт-онлайн™. Психотерапевт. Индивидуальные консультации провожу только в чате Telegram или Макс. Комментарии в "Мнениях зала" не читаю и в полемику не вступаю.

На самом деле Елизавета, никакого ВСД - не существует в природе, как нет его и в современном международном классификаторе болезней МКБ 10 Пересмотра.
По исторически сложившейся традиции, под "ВСД" у нас в России - часто списывают симптоматику характерную для тревожно-невротических расстройств, а типичные проявления так называемой "панической атаки" - принято называть вегетативным кризом. Поэтому за аббревиатурой ВСД, особенно у "эмоциональных натур", чаще скрывается банальный тревожный "невроз", подлежащий лечению у врача-психотерапевта, а не у невропатолога.
Нет никаких четких и внятных критериев псевдо-диагноза "ВСД", которого вообще нет в современной медицине.
Нервная система человека, состоит из центральной нервной системы и вегетативной системы. Вегетативная система - контролирует работу внутренних органов.
ВНС в свою очередь, подразделяется на - симпатическую и парасимпатическую. Симпатическая, например, повышает кровяное давление, ускоряет работу сердца, а парасимпатическая - наоборот, снижает кровяное давление и замедляет сердцебиение. В норме они находятся в равновесии.
Дисфункция вегетативной системы - представляет собой, дисбаланс и неправильную работу систем организма, которые регулируют вегетативные функции. То есть, нарушение равновесия - между симпатической и парасимпатической системами вегетативной нервной системы.
На практике, это выглядит приблизительно так: человек поволновался и почувствовал боль в сердце. Он обращается к кардиологу с жалобами на боли.
Врач полностью обследует человека (называя его больным), делает ЭКГ, УЗИ сердца. "Больной" сдает массу разных анализов. Нигде нет изменений.
Врач говорит: "У вас все с сердцем нормально", это у вас ВСД, сходите на прием к неврологу.
Невролог - проверяет рефлексы и говорит, что с его стороны все в порядке, предлагает попить успокаивающие препараты: валериану, пустырник и т. д. Начинается хождение по мукам, к кардиологу, терапевту, неврологу - и никто не находит заболевания. Все говорят - это у вас ВСД.
Но от этого легче не становиться, и сердце болит? Предлагают сходить к врачу-психиатру …
И так проходят годы, пока, наконец - однажды, набравшись смелости, человек - все же самостоятельно обращается к врачу-психотерапевту.
Психотерапевту понятно, что этот человек страдает классическим системным неврозом. Начинает проводить ему индивидуальную и комплексную психотерапевтическую программу (на основе когнитивно-поведенческой терапии), и боли проходят.
Так стоит ли, ходить с несуществующим диагнозом "ВСД", и ежеминутно прислушиваться к своему сердцу?
Не лучше ли, сразу же - обратиться к врачу-психотерапевту, и не терять при этом время, силы, да и немалые деньги?
Вячеслав Владимирович. Врач психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог
Объяснениями делу сейчас не поможешь. Вам нужна реальная и очная помощь хорошего врача-психотерапевта.
Лечение будет подобрано и проведено исходя из результатов обследования и наличия истинных причин тревожно-невротического синдрома (и ВСД).
Я могу Вам помочь сейчас только одим - советую обратиться за помощью к Вячеславу Вячеславовичу Филашихину. Он работает в Москве. +7495-22-58-158
Смирнов Сергей Николаевич. врач психотерапевт-психиатр, Москва.
Елизавета, очень хорошо, что Вы знаете, что скажут и решат врачи. Так что, в принципе, к ним можно и не ходить. А просто отдаться во власть невроза. Это совсем не страшно: ну, не будет любимого дела, ну, не будет любви и семьи, ну, не будет отдыха и путешествий. Зато будут разнообразные невротические симптомы, волнующие и неповторимые расстройства эмоциональной сферы: тревога, печаль, кручина, уныние, тоска, отчаяние, меланхолия, безысходность.
В принципе, и это не страшно: годам к 80 все равно отпустит, ведь склероз рано или поздно побеждает невроз. Вот тогда и отдохнете, вот тогда и нагуляетесь, дедушку симпатичного найдете...
Берман Дороти Вячеславовна. врач-психотерапевт, психиатр, нарколог. Запись по смс на тел. :±79095937333
Здравствуйте, Елизавета.
Действительно, бывают такие ситуации, когда лечение невроза заходит в тупик. Невротическое расстройство очень "выгодное" заболевание, так оно имеет красочную и убедительную для самого пациента и его окружения картину. Яркие соматические проявления: высокий подъем АД, тахикардия, удушье, всякие там парастезии и множественные атипичные боли... Подобной симптоматики вы не найдете ни в одной, даже самой тяжелой соматической патологии. Все это внушает большое "уважение" и сочувствие к обладателю этого прекрасного заболевания.
В основе же любого невротического расстройства лежит психологическая защита, боязнь жизни, каких-либо трудностей. Нежелание брать ответственность за принятие собственных решений на значимых перекрестках жизненного пути выдается за страх смерти и невозможность управлять собой.
Чаще всего такие пациент обращаются к врачу не за тем, чтобы вылечится, а с целью усовершенствовать свой невроз. И лишь небольшое количество по-настоящему стремится понять свое состояние и выздороветь.
Меняя терапевтов, Вы меняете только содержание своих внутренних конфликтов и названия им (диагнозы), поддерживая свой статус Кво.
Занимается лечением этого состояния врач-психотерапевт. Основной упор делается на психотерапевтическую проработку состояния, обучение релаксации и саморегулированию организма, а так же антистрессовую терапию и изменение отношения к привычным ситуациям. При необходимости назначаются психотропные препараты: транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики.